Англосаксы своими руками разрушают капкан "газовой иглы" для России
Украина намерена полностью заблокировать поставку российских углеводородов в Европу. Рушится проект по развалу СССР, а затем России, разработкой которого Запад занимался на протяжении 70 лет.
Глава «Нафтогаз Украины» Алексей Чернышёв, вступивший в должность всего несколько дней тому назад, предупредил о возможности прекращения транзита российского газа в Европу. Конкретно он сказал следующее: в случае, если арбитражный процесс в Швейцарии не состоится, украинская компания оставляет за собой право в одностороннем порядке разорвать контракт с «Газпромом». О чём идёт речь?
До начала 2022 года поставки газа из России в Европу осуществлялись через Украину, Польшу и по дну Балтийского моря. После начала российской спецоперации Варшава заморозила транзит углеводородов через свою территорию. В сентябре 2022 года были взорваны обе нитки газопровода «Северный поток». Согласно заявлению секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, к совершению этого теракта были причастны британцы.
Одновременно Киев заблокировал газотранспортную ветку, которая проходила через Донбасс. После этого остался только один — маршрут через северные районы Украины. В то же время «Нафтогаз» потребовал от «Газпрома» оплачивать эксплуатацию не одной, а двух веток. То есть от России потребовали оплаты и эксплуатации той трубы, которая проходит через Донбасс, и использование которой заблокировано Украиной.
Юридических оснований для таких требований не было. Поэтому «Газпром» отказался их выполнять. И тогда «Нафтогаз» обратился в Международный арбитражный суд при Международной торгово-промышленной палате, расположенной в Париже. Суд принял украинское обращение к рассмотрению и назначил местом проведения арбитража Цюрих (Швейцарию).
Заметим, что Международная торгово-промышленная палата является обычной некоммерческой организацией. Любой арбитраж она может проводить только при условии согласия сторон. «Газпром» отказался от участия в арбитражном процессе. Поэтому арбитражный суд, председателем которого является гражданка США Клаудия Саломон, не имеет право рассматривать обращение Киева. Прекрасно это понимая, руководство «Нафтогаза» и спешит заранее заявить о намерении разорвать контракт с Россией при любых обстоятельствах.
В случае прекращения поставок газа через Украину для российских энергоресурсов останется только один маршрут в Европу – через Турцию. Однако это уже будет не транзит. Турецкая республика является не транзитёром, а покупателем углеводородов, которые затем перепродаёт ЕС.
Таким образом, высока вероятность того, что в ближайшее время Запад своими руками похоронит энергетический проект, который не только приносил им огромную прибыль на протяжении более чем 70 лет. Он посадил Россию на ту самую «газовую иглу», которая едва её не развалила.
После окончания Великой Отечественной войны в Советском Союзе началась реализация крупных инфраструктурных проектов, одним из которых была газификация СССР. Толчком к формированию газовой промышленности Советского Союза послужило открытые крупных месторождений в Ставрополье, на Украине, в Западной Сибири и Средней Азии. В 1952 году началось строительство крупного газопровода Ставрополь – Москва, а также прокладка первых газовых маршрутов из Западной Сибири и Туркмении. Реализация этих проектов предполагала развитие собственных технологий. В частности, в Ленинграде и Горьком (Нижний Новгород) было запущено производство собственных газотурбинных установок и труб.
Тогда же советские лидеры Никита Хрущёв и Георгий Маленков выдвигают тезис о мирном сосуществовании СССР с Западом. Предполагалось, что отказ Советского Союза от конфронтации с Западом приведёт к развитию экономического сотрудничества. Начался процесс «разрядки». На этом фоне было принято решение приступить к закупкам технологий в Европе, чтобы «не терять время и средства» на их создание в СССР. С 1960 года Советский Союз стал закупать трубы большого диаметра, а также оборудование для компрессорных станций в ФРГ.
В 1966 г. в Западной Сибири было открыто супергигантское Уренгойское газовое месторождение. Стало понятно, что СССР располагает огромными запасами природного газа. Советское правительство во главе с Алексеем Косыгиным пришло к выводу о возможности поставки части энергоресурсов на Запад с целью увеличения притока валюты. Валюту предлагалось направить на закупку новых технологий и промышленной продукции. Сама по себе идея была разумной, если бы полученные технологии и образцы промышленной продукции использовались для улучшения собственного производства. Но произошло прямо противоположное.
В 1970 году СССР и ФРГ заключили сделку под условным названием «Трубы в обмен на газ». Советский Союз взял кредиты в западногерманских банках. На эти средства закупил трубы и другое газовое оборудование, необходимое для строительства газопроводов. Погашение кредитов предполагалось за счёт поставок газа после строительства газотранспортных маршрутов.
Всё бы ничего, если бы правительство Косыгина взяло кредиты одноразово. Но после этого СССР стал брать всё новые и новые займы. Вырученные средства советское руководство направляло не на развитие собственной промышленности, а на закупку товаров за рубежом. Причём закупалось всё, включая продукцию пищевой и лёгкой промышленности. Тем самым было заморожено развитие этих двух отраслей, ради которых СССР ранее ограничил производство собственных технологий. Внешний госдолг СССР рос стремительно: в 1966 г. он составлял $0,76 млрд.; в 1985 г. – $38.8; в 1991 г. – 67.9 млрд. И хуже всего, что советское руководство искреннее верило, что сможет их погасить за счёт поставки углеводородов в будущем.
Эти иллюзии развеялись, когда Запад в начале 1980-х обрушил цены на нефть и газ. СССР стал испытывать проблемы с погашением кредитов, и тогда США и Европа потребовали политических уступок. Тогда Советскому Союзу пришлось расплачиваться за долги своим суверенитетом и территориальной целостностью.
«Газовая игла» — это когда в зависимость от цен на углеводороды поставлено не только благополучие граждан, но и существование страны.
Добавим, что точно такой же сценарий разрушения страны за счёт «газовой иглы» готовился и в отношении России. Внешний долг Российской Федерации достиг исторического максимума в 2000 году — $158,7 млрд. После этого государственная задолженность была существенно сокращена, но очень резко выросла корпоративная. Главное же – сохранялась «газовая игла». И теперь англосаксы своими руками её ликвидируют.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.