«Стрижи» прилетели. Почему ПВО проспала налет на стратегическую авиабазу
Второе подряд утро во вторник для России началось с очень тревожных известий об успешных атаках украинскими ударными беспилотниками военных аэродромов в глубине территории нашей страны.
5 декабря под удар попали сразу две стратегического значения авиабазы Дальней авиации — «Дягилево» под Рязанью и «Энгельс» в Саратовской области. Ранним утром 6 декабря внезапный вражеский налет совершен по аэродрому «Курск-Восточный» имени Михаила Гуревича всего в семи километрах от областного центра.
Официально сообщается, что пострадавших там нет. Загорелся только нефтенакопитель. Но, судя по тем же утром просочившимся в Сеть снимкам, пожар достаточно серьезный. Дым — до горизонта.
Для справки: в прошлом «Курск-Восточный» использовался для совместного базирования гражданской и военной авиации. После начала спецоперации на Украине полеты пассажирских самолетов и вертолетов туда запрещены. На стоянках бывшего аэропорта остались только многоцелевые истребители Су-30СМ 14-го гвардейского истребительного авиационного Ленинградского Краснознамённого ордена Суворова полка имени А. А. Жданова Западного военного округа. Основное место их боевой работы сегодня, естественно, Украина.
Пока слишком мало информации об обстоятельствах очередного ЧП под Курском. Зато об атаках накануне на «Дягилево» и «Энгельс», на мой взгляд, даже сообщенных Минобороны РФ сведений более, чем достаточно, чтобы задаться рядом недоуменных вопросов, адресованных руководству нашими Вооруженными силами.
5 декабря, в день внезапной атаки этих авиабаз, мы по горячим следам в условиях странного информационного вакуума, созданного самими же военными, попыталась высказать собственную версию произошедшего с важнейшими объектами Дальней авиации, одним из краеугольных камней Сил ядерного сдерживания РФ.
Мы логично, как представляется, исходили из того, что авиабазы такого качества и значения для нашей обороны просто не могут не иметь сильнейшего многоуровневого и эшелонированного прикрытия силами ПВО. Но если так, полагали в редакции, выходит и для прорыва этой ПВО враг наверняка использовал самые современные средства авиационного поражения. Возможно, негласно предоставленные Киеву его западными союзниками. К примеру, оснащенные передовыми системами преодоления средств РЭБ израильские беспилотники-камикадзе типа Harop. Разговоры о возможной тайной поставке таких Израилем Украине по миру ходят давно.
Предположение, что 5 декабря удары были нанесены именно современными БПЛА, казалось тем более бесспорным, что любому, даже вполне современному БПЛА, лету от украинской границы, скажем, до аэродрома «Энгельс», на котором стоят все 16 наших стратегических бомбардировщиков Ту-160 «Белый лебедь» и почти все турбовинтовые «стратеги» Ту-95МС «Медведь», порядка часу. По дороге в российском небе предстоит каким-то образом безнаказанно оставить под крылом едва ли не всю европейскую часть России. Иначе ничего не выйдет. Это, знаете ли, нужно сильно стараться.
Однако прежде, чем продолжать, дословно приведем точку зрения МО РФ: «Утром 5 декабря т.н. киевским режимом, в целях выведения из строя российских самолетов Дальней авиации, были совершены попытки нанесения ударов реактивными беспилотными летательными аппаратами советского производства по военным аэродромам «Дягилево» в Рязанской области и «Энгельс» Саратовской области.
Средствами противовоздушной обороны ВКС России, летевшие на малой высоте украинские БПЛА были перехвачены.
В результате падения и взрыва на российских аэродромах обломков реактивных беспилотников была незначительно повреждена обшивка корпуса двух самолётов.
Трое российских военнослужащих технического состава, находившихся на аэродроме, получили смертельные ранения. Еще четверо военнослужащих, получивших ранения, доставлены в медицинские учреждения, где им оказана вся необходимая медицинская помощь».
Почему это, если разобраться, выглядит просто ужасно? Потому что если рухнувшие на головы российских «стратегов» БПЛА были именно украинскими, то речь о единственно возможном варианте: это построенные еще в СССР разведывательные реактивные Ту-141 «Стриж». Первый из которых стартовал в небо еще в 1974 году.
В силу естественной технической дряхлости такие почти повсюду остались только в музеях. Правда, малая часть «Стрижей» в России до недавнего времени использовалась в качестве мишеней для тренировки расчетов средств ПВО. Потому, казалось, больше Ту-141 ни на что не годится.
В подтверждение — мнение известного военного эксперта в области как раз ПВО Юрия Кнутова: «Мы этот „гроб на колесиках“ сейчас используем только в качестве мишеней на полигоне, когда готовят молодые расчеты. И стреляем по ним с закрытыми глазами».
А как еще, если перед нами фактически огромная «дура» с реактивным двигателем, весом в 5,33 тонны и крейсерской скоростью приблизительно как у пассажирского лайнера — 1000 километров в час. Длина — 14 с лишним метров. Размах крыльев в 3,88 метра.
Нечто подобное в смысле размеров и веса представляет собой знаменитый американский стратегический БПЛА RQ-4 Global Hawk. Так тот и летает на дальность в 25 тысяч километров с полезной нагрузкой почти в тонну. В отличие от старенького «Стрижа», которому никак не одолеть более одной тысячи километров. К тому же сконструированного советскими инженерами в пору, когда никто на белом свете и слыхом не слыхивал о технологиях «стелс», обязательных для любых современных средств воздушного нападения.
Как можно было в здравом уме представить, что этакое оглушительно ревущее чудо-юдо можно вообще засылать хоть кому-нибудь глубоко в тыл на предельную дальность? Разве что в расположение племени зулусов, у которых из зенитных средств только луки и стрелы… Но у нас-то, у нас! «Триумфы», «Фавориты», «Прометеи», «Буки» с «Торами»… Чего только нет. Как правило, «аналогов в мире не имеющего».
А вот на Украине думали иначе. Там из «Стрижей» еще после развала СССР сформировали 321-ю отдельную эскадрилью беспилотных самолётов-разведчиков (место дислокации — посёлок Рауховка Березовского района Одесской области). Более того. После резкого обострения отношений с Россией в 2014 году, принялись их серьезно модернизировать в ударные БПЛА. В качестве боеголовки в головной части Ту-141 разместили 120-килограммовый боезаряд. Явно с помощью сочувствующего Запада заменили электронные «мозги», придав «Стрижу» возможность наведения на цель с помощью штатовской системы глобального позиционирования GPS.
Но как бы ни изощрялись украинцы со своей 321-й отдельной эскадрильей, главного они изменить были не в силах. Эта хреновина по-прежнему осталась огромным, очень заметным любым радиолокационным станциях наблюдения за воздушной обстановкой летающим чудовищем.
В таком случае вопрос: как мы могли позволить этому примитивному оружию хоть на малой, хоть на сверхмалой высотах пролететь почти через всю европейскую часть России? Затратив на это (если исходить из указанной в ТТХ крейсерской скорости) порядка целого часа? Потому что над российской территорией до того же Энгельса предположим — от Харькова по прямой пролететь никак не менее 850 километров. А это значит — прямо сквозь огневые позиции сразу нескольких бригад ПВО Западного, а затем и Центрального военных округов.
Но украинские-то БПЛА как-то пролетели! И взорвались ровно там, куда и были направлены Киевом!
То, что генерал-лейтенант Конашенков в своем комментарии застенчиво назвал «перехватом» атакующих украинских «Стрижей», судя по результатам ударов по «Дягилево» и «Энгельсу», таковыми в любом случае можно назвать лишь с огромной натяжкой. И с редким упрямством закрывая глаза перед крайне печальной реальностью.
Если один «Стриж» внезапно рухнул под Рязанью, в считанных метрах от стоянки дальних бомбардировщиков Ту-22М3 и, убив троих военных, осколками посек хвостовую часть и двигатель одного из самолетов (видеоподтверждений уже полно в Сети) — как можно считать его «перехваченным» нашей доблестной ПВО? Если другой точно такой же аппарат у взлетно-посадочной полосы авиабазы «Энгельс» рванул так, что пламя было видно за многие километры, — как и о нем можно рассказывать подобные сказки?
Допускаю, что почти у самых целей, то есть — уже после пролета едва ли над половиной России, оба вражеских беспилотника мы успели-таки обстрелять. Допустим, из зенитного ракетно-пушечного комплекса ближнего действия «Панцирь-С1». Если таковые и стоят на боевом дежурстве возле атакованных авиабаз. Возможно, мы даже повредили «Панцирями» оба БПЛА. Но только тогда, когда они уже фактически валились на наши головы.
Вот как иронично прокомментировал беспомощные оправдания наших военных опытный летчик, ведущий телеграм-канал «Fighterbomber. Хроники истребителя-бомбардировщика в отставке»: «По сообщениям СМИ, утром в районах аэродромов базирования стратегической авиации России произошли взрывы. Про Рязань официально сообщено, что на аэродроме взорвался бензовоз. Погибло трое, ранено шестеро. Это первый на моей памяти взрыв бензовоза с такими потерями.
Реактивные БПЛА, созданные ещё в Советском Союзе, будучи перехваченными средствами доблестного ПВО таки высокоточно попадают в заправленный бензовоз, убивают троих, секут два «стратега» и делают «трёхсотыми» ещё несколько человек. Ну и ещё они, получается, примерно 500 км пролетели по нашей территории до кучи».
Насчет 500 километров, как представляется, Fighterbomber не до конца прав. От Украины до Энгельса существенно дальше. И, выходит, лететь дольше. Но тем хуже для нас для нашей, такой беспомощной в тот день, ПВО.
И еще. Примерно с прошлого мая российские боевые самолеты не рискуют летать над территорией этой страны глубже, чем проходит зона непосредственных боевых действий. Заберешься хоть малость подальше — почти неизбежно грохнут.
А все почему? Специалисты связывают это с весьма эффективной информационной поддержкой, которую украинским зенитчикам оказывает натовская разведка. Она круглосуточно наблюдает за действиями авиации ВКС РФ из космоса и из воздушного пространства Польши и Румынии. Там в режиме нон-стоп непрерывно барражируют американские самолёты Боинг E-3 дальнего радиолокационного обнаружения системы АВАКС, стратегические разведывательные беспилотники RQ-4 Global Hawk, а также аналогичные машины союзников США по НАТО.
Как утверждают, под их непрерывным наблюдением все военные аэродромы европейской части России. Стоит передней стойки шасси любого из наших истребителей, штурмовиков или бомбардировщиков, предположим, под Миллерово, Курском или Севастополем оторваться от собственной «бетонки» — информация об этом и соответствующее целеуказание тотчас передаются украинским средствам ПВО. Лишь тогда и те включаются в боевую работу.
В таком случае: а как у нас с этим делом? Наши самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, коих у России на начало 2022 года насчитывалось хотя и маловато, но все же девять штук, столь же пристально наблюдают за территорией Украины? Как же в таком случае они умудрились 5 декабря пропустить старт оттуда как минимум двух огромных реактивных «Стрижей», каждый из которых с небольшой пассажирский самолет? Почему не сообщили об этом ПВОшникам? А те и сами — что, спали?
Где были, наконец, наши истребители? Для любого из которых даже не ракетами — из пушек бить такие неповоротливые громадины в их долгом полете одно удовольствие.
Словом, не знаю, как у вас, но у меня эта история вызывает стойкие ассоциации с давним скандалом, которым в мае 1987 года отметился молодой немецкий пилот Матиас Руст. Если не забыли, он на своем легком самолетике «Сессна-172 Скайхок» точно так же беспрепятственно в День пограничных войск СССР взял и демонстративно пролетел из Гамбурга через Рейкьявик и Хельсинки в Москву. Потом приземлился на Красной площади, откуда сотрудники КГБ и отправили его в следственный изолятор Лефортово.
Тогда были немедленно отправлены в отставку министр обороны СССР, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза Сергей Соколов и командующий ПВО Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза Александр Колдунов. А сегодня — не «тоталитарные» времена? Никто ни за что к ответу призван не будет? Даже когда кто-то своим преступным бездействием едва не сгубил самые мощные самолеты России?
Кстати, кто бы это мог быть? Помните, в «Трех мушкетерах»: «Имя, сестра, имя!».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.