Победа? Поражение? Или что-то третье?
© РИА Новости / Максим Блинов
Наступивший 2023-й, по всей видимости, станет решающим. В смысле развития событий на Украине. Тут трудно не согласиться с экс-генералом НАТО Хансом-Лотаром Домрёзе, заявившем об этом в интервью изданиям группы Funke. Правда, он полагает, что этим летом Россия и Украина подпишут мирное соглашение. Да, такой сценарий не стоит списывать со счетов – точно так же, как и считать его единственным. Есть, по крайней мере, еще два сценария, по которым может завершится украинский конфликт.
Итак, сценарий первый. Полная победа России. Тут, правда, сразу же начинаются вопросы, потому, что образ победы официально не был как-то артикулирован. Есть несколько версий (версия российского МИД, версия Дмитрия Медведева и так далее). Однако на основе того, что говорил прежде всего Владимир Путин, и беря во внимание общую конъюнктуру, можно сделать вывод, что победа будет заключаться в переходе к России ЛНР и ДНР, а также Херсонской и Запорожской областей (что касается последних, то не совсем понятно, в каком объеме – полностью или частично, но если речь все-таки идет о победе, то думается, что все-таки в административных границах). Поскольку по Конституции РФ они уже являются частью России. Возможно, к России перейдет еще ряд областей, допустим, Николаевская и Одесса. Но все же, думается, что такой вариант маловероятен. Скорее всего, дело будет касаться только четырех уже названных территорий.
Разумеется, на этом все не кончится. Будет проведена демилитаризация, то есть разоружение украинской армии, ограничение расходов на армию и вооружение в будущем (по примеру той же Японии, которая долгое время не имела права финансировать свои войска более чем на 1% от ВВП страны) и закрепление нейтрального статуса.
И да, будет проведена и денацификация (еще одно «темное» понятие в российской риторике), которая, надо думать, выразится в том, что будет запрещено все, что относится к нацистскому наследию (символика, идеология и т. д.), включая культ Степана Бандеры, и упразднение всех националистических организаций (про те, что запрещены на территории РФ и признаны террористическими – вообще молчим) со всеми вытекающими последствиями, например, восстановлением статуса русского языка как второго государственного.
А что будет с Украиной? Ну, по всей видимости, страна (кроме, надо полагать, Западной Украины, которая войдет в состав Польши как автономия) будет развиваться в российском векторе (с перспективой объединения вместе с Белоруссией в Союзное государство).
При таком раскладе мир определенно вступит в фазу новой «холодной войны». Дело в том, что игнорировать данную конъюнктуру будет уже нельзя, но при этом на открытое военное противостояние с РФ Запад не пойдет. Но и РФ уже не будет в одиночестве противостоять Западу: победа в «украинском конфликте» обеспечит тесный геополитический союз России с Китаем против США, а также укрепит влияние в среднеазиатском регионе (не зря же верткий Лукашенко говорил, что судьба ОДКБ зависит от исхода СВО). Непонятно, как будут развиваться отношения с Турцией, но пока это можно вынести за скобки (Эрдоган еще даже не переизбрался на новый срок). Главное: мир, как в бытность СССР, расколется на две части. Условно американскую и условно российско-китайскую (как вариант: еще и «расцвет» «тюркского мира», который может привести как к укреплению антиамериканского блока, так и к новым конфликтам, не стоит забывать, что интересы Турции и Китая начинают пересекаться).
Сценарий второй: победа Украины.
Нет, о разделе России, как любят наводить панику некоторые алармисты, речи не идет. Почему? Да потому, что Западу это невыгодно. Вот почему. Ибо при разделе могут образоваться несколько государств, которые войдут в альянсы с другими государствами, создав потенциальные точки геополитического напряжения. Например, гипотетическая республика Сибирь может войти в союз, а то и вовсе в состав Китая. Вряд ли те же США придут в восторг от подобной конфигурации.
Но что же тогда будет?
А дальше… наступят времена «90-е 2.0». То есть Россию будут повторно пытаться демократизировать, делая частью Западного мира. И одновременно плацдармом для противостояния с Китаем (ясно, что при таком раскладе в случае войны США с КНР РФ примет сторону первых).
Ну и плюс уничижение русских и всего русского как тренд. Мол, РФ должна будет ответить за свои прегрешения, раскаяться, отмотать условный срок, как бы очиститься, чтобы вернуться в цивилизованный мир. Правда, о том экономическом скачке, который сделала Германия, если провести аналогию, разговор вряд ли пойдет. Не тот у россиян менталитет. За коррупцию в РФ не вешают, а ордена дают. Так что выводы печальные.
Хотя помогать будут. Наверное. Со стороны Запада. Как союзнику противостояния с Китаем.
И третий сценарий. Так называемый «пограничный мир».
В чем его суть? А суть его в том, что между РФ и Украиной будет установлена граница по «корейскому варианту», то есть без подписания официальных бумаг, как было в случае с Южной и Северной Кореями, граница между которыми пролегла по 38-й параллели, а линия фронта стала фактической границей между государствами.
Судя по тому, как сейчас развиваются события на фронте, это – вполне (если не самый) реалистичный сценарий.
При этом раскладе РФ, по всей видимости, оставляет за собой часть новых территорий, сам конфликт замораживается.
Потенциальная опасность этого варианта заключается в том, что вряд ли эта заморозка будет длиться по времени столько же, сколько между Кореями. Ясно, что из Украины сделают фортпост между Западом и Россией, а значит, уровень ее, Украины, милитаризации будет повышаться и повышаться. Не исключено, что за несколько лет украинская армия будет де-факто полностью приведена к стандартам НАТО, включая и сферу вооружений.
Но ведь и РФ не будет сидеть сложа руки… Хотя здесь видятся определенные сложности, так как РФ в отличие от Украины никто снабжать оружием не будет. Придется самим. А это – время и финансы (ну и мозги, конечно). Плюс ко всему прочему ситуацию будет осложнять тот фактор, что внешняя помощь будет сведена к минимуму. На Китай в этом случае надежда не очень большая. Вряд ли при «корейском варианте» КНР будет рассматривать Россию как равноправного партнера. Скорей всего, как младшего. С постепенным (у китайцев с терпением все очень хорошо) переводом на статус сателлита. И как-то слишком сильно рыпаться, учитывая лишь то, что РФ находится только в начале пути по обретению «технологического суверенитета», не получится при всем желании. Точнее, это можно сделать, но такой коленкор грозит уже катастрофическим отставанием не только от Запада, Китая и той же, скажем, Южной Кореи, но и от тех стран, что не блещут в технологическом отношении. Перспектива да, не очень, но реальность бывает куда еще суровее.
Ну и тут еще вопрос – как поведет себя Кремль. Если действительно начнется работа на благо Отечества, то шансы вылезти существенно вырастают. Если же все закончится распилами и откатами, сопровождаемыми очковтирательством, крючкотворчеством и проч., – будущее будет прямо по Дугину: погружение в средневековье.
Но любом случае, то есть независимо от того, какой реализуется сценарий, мир уже – прежде всего в геополитическом смысле – не будет таким, как до СВО.К прошлому возврата нет. Мир трансформируется, приобретая новую геополитическую структуру, триггером чего и послужила СВО. И более того: даже по завершении «украинского конфликта» мир вряд ли войдет в эпоху стабильности. В каком-то роде СВО является прологом к битве между США и Китаем за мировое лидерство. И то, какую геополитическую конфигурацию примет мир после завершения СВО, будет напрямую влиять на то, к какой архитектонике и как мир придет после новых тектанических сдвигов. Иначе – кто станет первым: Китай или США? Или мир (что кажется менее реалистичным) вновь вернется к бинарной геополитической модели? Или многополярный мир станет фактом новой реальности?
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.