Летать без РФ дорого: ЕС снимет санкции ради транссибирского маршрута
Европейские страны зондируют почву для воcстановления авиасообщения с Россией. Гражданская авиация может стать первой отраслью, по которой Москва и Брюссель достигнут компромисса по санкциям, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
РФ и ЕС могут договориться по гражданской авиации
Западные чиновники в последние месяцы стали намекать на компромисс с РФ по вопросу авиасообщения. Есть как прямые призывы провести переговоры с Москвой, так и странные заявления о том, что РФ должна отказаться от сбора за пролет над Сибирью.
Данные факты говорят о том, что разрыв авиасообщения, который власти ЕС инициировали в феврале 2022 года, больно бьет по европейской гражданской авиации и приводит к критичному удорожанию стоимости перелетов между Европой и Азией.
Европейское небо было закрыто для российских авиакомпаний 26 февраля 2022 года, после чего Москва ввела ответные меры и заблокировала собственное воздушное пространство для бортов из недружественных стран, включая так называемый транссибирский маршрут.
Отменить комплекс запретов, который был выстроен в 2022 году, будет непросто, но создается стойкое ощущение, что это как раз тот пункт, по которому возможен санкционный компромисс между Москвой и Брюсселем.
Большинство из них на 24 февраля 2022 года находились в лизинге, после чего платежи прекратились, а самолеты остались в РФ, но отсутствие фирменного обслуживания Москве не выгодно, поэтому здесь также возможен взаимоприемлемый компромисс.
Стороны здесь находятся в равных условиях – европейские и российские компании многое теряют от закрытия воздушных пространств друг друга.
«Антироссийские санкции не имеют будущего, рано или поздно они будут сняты, причем диалог по авиасообщению взаимоприемлем и является наиболее подходящей темой для двусторонних переговоров», - заключает политолог Владимир Оленченко.
Заявления, которые мы слышали в последние месяцы от западных чиновников, следует расценивать как косвенное приглашение к переговорам.
«Претензии к сибирским сборам являются способом начать диалог, а дальше уже начинается искусство разговора. Мяч находится на европейской стороне: все ограничения РФ были введены в ответ на действия Евросоюза», - резюмирует Оленченко.
В европейских странах растет понимание, что современный формат отношений с РФ как политически, так и экономически неприемлем. Есть в Европе и прямые призывы к коррекции санкций, но пока непонятно, как и когда начнется данный процесс. Не факт, что первый компромисс обязательно будет по авиасообщению, но диалог здесь точно возможен.
Брюссель является главной проблемой
«Многое зависит от позиции авиакомпаний ЕС, пользовавшихся транссибирским маршрутом, им для получения прибыли необходимо выбирать кратчайший путь для достижения точки назначения», - констатирует Оленченко.
Авиабизнес остается низкомаржинальным, поэтому закрытие РФ для рынка ЕС сделало нерентабельными перелеты со странами Северо-Восточной Азии. Цены на билеты выросли, а доходы сократились, что больно бьет по отрасли, находящейся в кризисе с 2020 года.
Позиция коммерческих компаний здесь очевидна – они готовы пойти на любой компромисс с РФ, но что скажут европейские власти?
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель 20 января провел прямые аналогии между действиями Запада на Украине и агрессией против России Гитлера и Наполеона. Русофобия в ЕС продолжает зашкаливать, приобретая неадекватные формы и мешая любому диалогу Брюсселя и Москвы, несмотря на то, что он необходим самим европейцам.
«Современное руководство ЕС обладает низким уровнем компетенции и не очень хочет ориентироваться на здравый смысл», - заключает Оленченко.
Однако рано или поздно это придется делать и договариваться о принципах отношений с Москвой в новых условиях. Сначала будет первые шаги, затем побольше, после чего возникнут условия, если не для нормализации, то по крайней мере для стабилизации ситуации.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.