Европу может спасти только российская ПВО

 

Вчера в привычную сводку фронтовых новостей прокралось сообщение, что украинские вооруженные формирования нанесли ракетный удар по приграничной полосе в Брянской области, пишет РИА Новости. Там расположена компрессорная станция «Новозыбков», являющаяся частью нефтепровода «Дружба», который именно в этой точке раздваивается на северную и южную ветки. Последняя уходит на Украину и тянется далее через Чехию, Словакию и Венгрию, щедро одаривая всех желающих черным золотом.

Может показаться, что перед нами рядовое событие: то ли новое проявление криворукости украинских военных, то ли попытка провести очередной теракт в рамках излюбленной киевской тактики повального террора. Истинные причины знают только непосредственные участники, запустившие в сторону поселка Мамай ракету «Точка-У», мы же осмелимся сделать ряд предположений.

Россия является одним из крупнейших игроков на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. По объемам производства мы занимаем третье, а по объему экспорта — второе место в мире. Если говорить детальнее, то ежесуточно российские нефтяники добывают порядка десяти-одиннадцати миллионов баррелей черной жидкости, а за рубеж мы продаем порядка 230 миллионов тонн в год.

Минувший год прошел в бесконечных нападках на российский нефтяной сектор, когда Евросоюз натужно пытался выложить слово «вечность» из взлетающих биржевых котировок, вводя новые санкции и ограничения. На протяжении одиннадцати месяцев западные союзники, как зомби, повторяли заклинание, что эмбарго и потолок цен на российскую нефть обрушат российскую экономику, приведут к гиперинфляции, бедности и, как следствие, заставят наши вооруженные силы покинуть территорию Украины. В году новом уже пронзительно понятно, что ничего подобного не произошло, а потому европейские лидеры, надеясь на кратковременность массовой памяти, резко сменили риторику и теперь уверяют, что санкции имеют пролонгированный эффект и лет через пять-десять России совершенно точно крышка.

Это крайне слабо соотносится со статистическими итогами ушедшего года, но, как говорится, если правда не стыкуется с политической повесткой Запада, то тем хуже для правды. Мы же вновь обратимся к цифрам и фактам.

Год назад, на момент начала СВО, экспортная сетка России выглядела следующим образом.

Главным покупателем с 2017 года традиционно выступает Китай, который в 2021 году импортировал 70 миллионов тонн нефти, что составило треть всей профильной торговли. А вот дальше плотным строем стояли страны Евросоюза. В частности, на второй строчке были Нидерланды с показателем 37,4 миллиона баррелей, за которые российские поставщики получили 17,3 миллиарда долларов. На третьей позиции отметилась Германия — немцы купили 19,2 миллиона тонн, за что им пришлось заплатить 9,3 миллиарда. Четвертой в списке (и третьей из числа европейских стран) была Италия, куда также поступали значительные объемы. Всего же в структуре российского экспорта в Евросоюз уходило 45-47 процентов. Отдельные страны ЕС вроде Болгарии были вообще на сто процентов зависимы от российских поставок.

Еще немного цифр для полноты картины.

В 2020 году экспорт российской нефти составил 238,6 миллиона тонн. Черное золото поставлялось в 39 стран, которые в сумме заплатили отечественным производителям 72,4 миллиарда долларов.

А только за первое полугодие 2022-го Россия выручила от продажи нефти 97,7 миллиарда долларов, то есть на счета российских трейдов заходило около полумиллиарда долларов в сутки.

Конечно, в целом все было не столь радужно и победно. Осенью начался парад показательных отказов от закупок российской нефти, первыми отметились страны Евросоюза. Недруги радостно потирали потные ладошки и обещали, что с этого момента спасти российскую экономику не сможет никто и ничто. После введения потолка цен и запрета на страхование судов, перевозящих российскую нефть, действительно начался период сложностей. Нефтяники стали сбывать продукцию с дисконтом относительно эталонной Brent, причем размер скидки порой был весьма внушительным, что еще более усилило радостные настроения в западном стане. Стал заметен дефицит средств доставки, а стоимость фрахта танкеров из стран, не входящих в перечень близких друзей США и, соответственно, не боящихся американских санкций, резко подскочила. Так, стоимость доставки нефти из Усть-Луги и портов Балтики в Азию выросла в семь раз, а черноморское направление подорожало на треть.

Правда, довольно быстро стало понятно, что Россия и ее ключевые торговые партнеры на рынке (Китай, Индия и Турция) быстро сориентировались и обошли яму, которая задумывалась как непреодолимая бездна. Прошлым летом вся западная пресса пестрела статьями о том, что Москва оперирует почти третью доступного танкерного флота, который в придачу активно использует так называемый иранский метод доставки, когда на судне просто отключается трекинговая система и только капитан и покупатель знают, куда держит свой путь плавучий нефтевоз.

Подобное положение категорически не устраивало Вашингтон, который в броске последней надежды ввел третий пакет санкций, установив так называемую индикативную цену. Этот механизм подразумевал минимальный размер дисконта, с которым США разрешали покупать российскую нефть. Таким образом, американская администрация пыталась руками сторонних покупателей вынудить Москву отдавать нефть практически бесплатно.

Но и тут не сработало.

Российская нефть порой действительно торговалась даже ниже установленного потолка в 60 долларов за бочку, но это все равно не привело к особым потерям. Ведущая аналитическая компания в сфере энергетики Wood Mackenzie, проведя анализ рыночных данных за 2022 год, констатировала, что экономика России спокойно переживает подобные колебания. Происходит это даже в том случае, если сама нефть продается всего по 40 долларов за баррель, а дизель и мазут по 100 и 45 долларов соответственно. Более того, российская торговля нефтью останется рентабельной даже при цене в 20-30 долларов за бочку, а введенные ограничения лишь заставляют российские нефтяные компании все меньше продавать сырую нефть и все больше вкладываться в ее переработку внутри страны.

Вторит им и МВФ. По его оценкам, экономика России в 2023 году, невзирая на все коллективные западные потуги, покажет рост в 0,3 процента, а в 2024 году следует ожидать увеличения до 2,1.

Это не единственный печальный для Запада вывод.

В середине осени 2022-го Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало прогноз, согласно которому добыча нефти в России должна была сократиться сразу на 18 процентов, или на 1,4 миллиона баррелей в сутки. Многие восприняли это как данность, тем более что 9 декабря Владимир Путин в своей речи заявил, что страна готова резко снизить добычу — как ответ на недружественные действия. Но радость была недолгой, так как уже днем позже официальные цифры озвучил Александр Новак: добыча нефти сократилась всего на пять процентов и лежит в пределах 500-520 миллионов тонн.

Ну а теперь вернемся к исходной теме нашего разговора и попробуем понять, зачем же Украина демонстративно оставила здоровенную воронку совсем рядом с компрессорной станцией «Новозыбков».

Здесь нужно понимать пару вещей. «Новозыбков» в штатном режиме работы нефтепровода находится в резерве и включается только в периоды пиковых нагрузок, то есть когда прокачка выходит на предельные показатели.

В это же самое время в Европе происходят два параллельных процесса. Импорт российской нефти танкерами упал практически до нуля, при этом авиаперевозки, расправляющие крылья после пандемии, резко взвинтили потребление нефти и нефтепродуктов. В данный момент суточная потребность только на нужды гражданской авиации выросла на полмиллиона баррелей. Нужно летать, нужно держать на плаву экономику и реальный сектор, однако новые маршруты поставок только формируются, так что перед отдельными странами встает большой соблазн тихонько наладить поставки по привычному российскому каналу.

Это прекрасно понимают аналитики в Вашингтоне, и потому в бой брошены верные украинские миньоны. Удар по «Новозыбково» — это недвусмысленный сигнал всем умеренным силам внутри Европы: мы все видим, не вздумайте. А иначе мы уничтожим последнюю магистраль поставок, которая позволяет вам балансировать в период глобальных перемен.

В эту версию идеально ложится происходящее на самой Украине.

Вчера прошли обыски у одиозного олигарха Игоря Коломойского, следствие вменяет ему хищения в результате деятельности компаний «Укрнафта» и «Укртатнафта» в размере одного миллиарда долларов. Чтобы понять масштаб происходящего, добавим, что Коломойский считается прямым спонсором избирательной кампании действующего президента Зеленского. Он же начиная с 2014 года и Майдана в самих США именуется как главная «стиральная машина», через которую отмывалась американская финансовая помощь.

Также вчера различные украинские источники стали распространять информацию о грядущей тотальной чистке руководства таможенной службы. Как ожидается, в отставку будут отправлены все ключевые управленческие фигуры.

Вряд ли найдется человек, верящий в самостоятельность Владимира Зеленского, а потому можно утверждать, что происходящие глобальные чистки в верхах — это никакая не борьба с коррупцией, а удаление всех местных махинаторов для последующего прямого переподчинения последнего маршрута поставок нефти зарубежным хозяевам. Кстати, невзирая на истеричные вопли про агрессию и запредельный накал русофобии, Киев ни на день не прекращал транзит российской нефти, исправно обеспечивая поставки в ЕС и получая за это деньги. Американцы отдают себе отчет, что и украинская таможня, и профильные компании насквозь коррумпированы и с легкостью пойдут на сговор с европейскими покупателями, а это сведет на нет глобальный проект по превращению Европы в рынок сбыта американских энергоресурсов, включая газ и нефть.

Пока что прозвучал предупредительный выстрел, следующий может быть контрольным — в голову Европы. На месте Брюсселя мы бы молились на российскую ПВО.

Сергей Савчук

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.