Любопытные статистические откровения американского Минфина
Фото: Вести
Российские СМИ ретранслировали последние статистические данные Минфина США, касающиеся размещения американских казначейских бумаг за рубежом. Нам сообщили, что объем вложений России в американские государственные облигации на конец января составил 67 млн долл., причем на долгосрочные бумаги пришлось 54 млн долл., на краткосрочные — 13 млн долл.
Российский портфель сократился больше чем в девять раз за месяц. В декабре он составлял 629 млн долл., в ноябре — 2.092 млрд долл., в октябре — 2,034 млрд долл. Комментарии к этой информации были короткие и однозначные: Россия освобождается от американских государственных долговых бумаг и это здорово. А ведь еще пять лет назад российские вложения в американские гособлигации были равны 96 млрд долл. Кажется, в этом году произойдет полное обнуление российского портфеля американских гособлигаций.
Нам всегда говорили, что американские казначейские бумаги в России приобретает лишь Центральный банк как для себя, так и для Минфина. Последний формировал Фонд национального благосостояния, используя в том числе американские государственные бумаги. Правда, два года назад была пересмотрена валютная структура ФНБ, в результате чего доллар США вообще был исключен из списка валют Фонда. Следовательно, минфиновской части в российском портфеле американских казначейских бумаг к началу 2022 года уже не было. Указанный портфель полностью принадлежал Центробанку.
В начале марта прошлого года коллективный Запад заморозил российские валютные резервы на сумму около 300 млрд долл. США заморозили свою часть российских валютных резервов – валютные средства на счетах американских банков и американские казначейские бумаги. Кстати, примечательно, что в декабре 2021 года в портфеле Центробанка РФ казначейских бумаг США было на сумму 3.010 млн долл., а концу января Банк России «подготовился» к вполне ожидаемым санкциям со стороны Запада и еще дополнительно закупил американских бумаг на сумму 593 млн долл. Можно предполагать, что сумма замороженных казначейских бумаг составила примерно 4,5 миллиарда долларов. Сегодня, если верить американскому Минфину, у российского Центробанка осталась символическая кучка бумаг стоимостью в 67 млн долл.
«Заморозка», или блокировка, российских активов означает, что их собственник лишается права ими распоряжаться. В данном случае Банк России год назад был лишен права распоряжаться портфелем американских казначейских бумаг. Возникает закономерный вопрос: кто же принимает решения о сокращении портфеля казначейских бумаг, если этот портфель у Банка России отобрали? Готового ответа на этот вопрос у меня нет. Первая версия, которая приходит в голову: этим портфелем распоряжается американский Минфин, который отвечает за подготовку и проведение большей части антироссийских санкций. Нам говорят о том, что Америка давно уже собирается замороженные российские активы (не только финансовые, но и физические) подвергнуть конфискации для благородной цели «помощи» Украине. Так, может быть, мы и являемся свидетелями неафишируемой конфискации американским Минфином российского портфеля госбумаг США?
Есть ещё одна версия. Российский портфель американских казначейских бумаг в начале прошлого года находился в руках не Банка России, а каких-то иных российских структур. Предположительно в руках коммерческих банков. То есть ЦБ, ожидая блокировки его активов, передал часть своих активов на балансы подконтрольных ему кредитных организаций. Конечно, ведущие российские банки оказались под санкциями Запада, и американские казначейские бумаги все равно попали под заморозку.
Но можно предположить и то, что американские казначейские бумаги оказались в активах российских кредитных организаций, которые избежали санкций. Это могут быть российские банки второго ряда или, может быть, еще остающиеся в России иностранные банки – австрийский Райффайзенбанк или итальянский Юникредит. Такие банки продолжают функционировать. Не исключено, что они нужны не только для российской экономики, но и для Запада, и их привилегированное положение является результатом некоего «договорняка», о котором нам, естественно, знать не положено.
Впрочем, иммунитет от санкций у любого российского банка не является вечным. В любой момент ситуация может измениться, и на банк будет наложена санкционная лапа. Так вот, такие временно «свободные» банки, имеющие в своих активах американские казначейские бумаги, на всякий случай от этих токсичных активов избавляются.
Хотелось бы, конечно, услышать какие-то разъяснения со стороны Банка России по поводу загадочной информации американского Минфина, но Неглинка хранит полное молчание по этому вопросу.
К слову сказать, происшедшая более года назад заморозка валютных активов Банка России заметно повлияла на поведение денежных властей многих стран. Они начали потихоньку сокращать свои портфели американских казначейских бумаг. В январе, согласно данным американского Минфина, КНР сократила портфель таких бумаг на сумму 7,7 млрд долл. А за год он сократился на 174,4 млрд долл. до 859,4 млрд долл. Даже лояльная Америке Япония, которая является главным иностранным держателем казначейских бумаг США, сократили свой портфель за год на 195,5 млрд долл. до 1.104,4 млрд долл.
Согласно американскому Минфину, в январе от казначейских бумаг США избавлялись и многие европейские страны. Чистые продажи таких бумаг в первый месяц этого года составили (млрд долл.): Франция – 12,30; Люксембург – 11,15; Бельгия – 8,59; Ирландия – 4,92.
Правда, некоторые страны продемонстрировали свои союзнические чувства к Америке, приобретя в январе большие партии американских бумаг. Так, чистые покупки казначейских бумаг США Великобританией в первый месяц года составили гигантскую сумму в 50,45 млрд долл. Впрочем, у Америки есть некие таинственные союзники, которые не желают себя раскрывать. Они действуют через офшорные юрисдикции. Абсолютным рекордсменом по чистым закупкам казначейских бумаг США в январе стали Каймановы острова с показателем 79,03 млрд долл.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.