«Подрезать русским крылья». На Западе нашли способ переломить ход СВО

 

В США и Европе учащаются разговоры о возможном провале контрнаступления ВСУ. Одна из причин — нехватка авиации. Союзники не решаются отдать самолеты, которые просит Киев, — американские F-16. Ищут альтернативу. О возможных вариантах — в нашем материале.

Острая необходимость

За 14 месяцев конфликта украинская авиация, которая и ранее кратно уступала в численности российской, понесла значительные потери. Партнеры Киева активно пытались все компенсировать, отправляя старые советские истребители из арсеналов бывших стран Варшавского договора.

Однако эти запасы подходят к концу. Да и сами самолеты не в лучшей форме — последние МиГ-29, которые Польша и Словакия передали ВСУ, приходится разбирать на запчасти, пишет The Economist.

Чтобы сократить перевес, Киеву активно поставляли системы ПВО. Это мешает авиации действовать глубоко за линией фронта и наносить удары по коммуникациям. Однако на передовой российские летчики действуют активно.

И если в обороне ВСУ еще боеспособны в таких условиях, то в контрнаступлении самолеты понадобятся особенно: бронетехника выйдет из-под зонтика своей ПВО и станет легкой мишенью для ВКС.

Сложное решение

Но Пентагон не спешит делиться истребителями. Конгрессмен Адам Смит объяснил: «Нужно не только научить пилотов, надо подготовить механиков, аэродромы, запчасти».

По его словам, даже если решение о поставках F-16 Белый дом примет завтра, самолеты привезут через год. В лучшем случае — через восемь месяцев.

Проще и удобнее

Тем не менее призывы отправить Киеву самолеты звучат все громче. И, как отмечает The Economist, у сложного в эксплуатации F-16 есть более подходящая для Украины альтернатива — шведский JAS 39 Gripen («Грифон»).

Он ощутимо моложе американца — первый полет совершил в 1988-м, на 14 лет позже «Сокола». На вооружение приняли в 1997 году.

У обеих машин схожие летные характеристики, JAS 39 лишь немного уступает в грузоподъемности и боевом радиусе.

Но он дешевый и удобный — его разрабатывали в SAAB как раз для защиты воздушного пространства от российских самолетов. Более амбициозные задачи — ударные миссии в тылу врага — перед ним не ставили.

При этом «Грифон» умеет приземляться на короткие взлетно-посадочные полосы и даже дороги, что очень подходит Украине. Как уверяют производители, заправить и перевооружить самолет можно за десять минут. С этим вполне справится команда из одного техника и пяти новобранцев.

JAS 39 берет на борт четыре управляемые ракеты класса «воздух — воздух» MBDA Meteor дальностью 100 километров. Есть и другое вооружение.

Также на истребитель можно навесить американские AMRAAM — дальностью до 180 километров. Однако их поставку Пентагон еще не одобрил.

Уговорить Стокгольм

В Швеции до недавнего времени реагировали на запросы Киева с прохладой. «Gripen очень важны и для нашей безопасности», — подчеркивал министр обороны королевства.

Это можно понять: США отказывают в самом массовом истребителе четвертого поколения — выпустили больше четырех с половиной тысяч F-16, они состоят на вооружении 25 стран. «Грифонов» же немногим более двух сотен. Кроме шведов, в Европе ими пользуются только чехи и венгры.

Стокгольм ссылался на то, что в случае конфликта останется с врагом один на один. В отличие от членов НАТО, куда Швеция еще не вступила.

Однако после присоединения к альянсу этого оправдания не будет. К тому же, как показала история с танками, если Киеву нужны какие-то вооружения, их рано или поздно дадут. Так что встреча JAS 39 с российскими истребителями в бою — вполне реалистичный сценарий.

Давид Нармания

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.