Евромайдан похоронил украинскую оборонку задолго до СВО

СТАНИСЛАВ КРАСИЛЬНИКОВ / ТАСС

Украинскую оборонку истощили не столько военные действия, сколько тотальная коррупция — пишет ведущее французское Le Figaro. Во время боевых действий ВСУ потеряли как минимум 626 танков, в том числе самые новые имеющиеся на вооружении Т-80БВ, подсчитал нидерландский проект Oryx. Потеряно, по подсчетам Oryx, не менее 18 танков «Булат» — это украинская модификация Т-64.

Модернизация советских танков началась при министре обороны Евгении Марчуке и сопровождалась скандалами. Например, украинские танки не имели динамической защиты, при этом стоимость модернизации постоянно росла, увеличившись с 7 до 14 млн гривен.

Причем как минимум 36 украинских танков в ходе боев были обезображены до такой степени, что даже нидерландские эксперты не смогли установить точно их модель.

Из собственно украинской бронетехники, по подсчетам Oryx, наибольшие потери понесли БМП-1 «Шквал», бронемашины с усиленной противоминной защитой «Кобра», «Новатор», «Варта», самоходные минометы «Барс». Только бронемашин «Кобра» было уничтожено не менее 63 (еще как минимум 27 были захвачены).

Причем реальные потери украинской техники, конечно, намного больше, чем подсчитал Oryx. Нидерландцы анализируют только доступные фото и видео с поля боя. При этом Минобороны России сообщает, что ВСУ потеряли почти 11,5 тысячи различных бронированных машин (включая танки, БТР и БМП).

Восстанавливать утраченную технику ВСУ не собираются, вместо этого надеются исключительно на помощь Запада, пишет обозреватель Le Figaro Эммануэль Гриншпан.

Харьковский оборонный кластер уничтожен, но Киев не хочет этого замечать

Спустя полтора года после начала СВО украинский военно-промышленный комплекс до сих пор не перешел на военные рельсы, констатирует Le Figaro. Сейчас, например, крупнейший украинский концерн по производству оружия «Укроборонпром» оказался под перекрестным огнем.

С одной стороны, это российские высокоточные удары: с начала СВО уничтожены крупнейшие заводы «Укроборонпрома» в Изюме, Львове, Николаеве, Одессе и других городах. Один из крупнейших оборонных кластеров Украины находился в Харькове: тут работали конструкторские бюро и крупнейшие заводы по производству и ремонту авиатехники, бронетехники (в том числе специализированной), двигателей.

Например, один из крупнейших в Харькове завод имени Малышева трижды становился целью высокоточных ударов: в марте, затем в декабре 2022 года и еще в марте нынешнего года. Несмотря на то, что завод занимается ремонтом и производством «паровозов», его цеха были переоборудованы для хранения тяжелой натовской бронетехники.

С другой стороны, пишет Le Figaro, «Укроборонпром» оказался под ударом украинского общественного мнения: население было возмущено отчаянно низким уровнем производства боеприпасов и оружия.

После Евромайдана «Укроборонпром», в отличие от российских оборонных предприятий, не сумел перейти на военные рельсы. Киев менял руководство оборонного концерна, как перчатки (некий Игорь Фоменко вообще был директором всего три месяца). Естественно, в отсутствие внятного руководства «Укрборонпрому» было не до наращивания производства.

Руководство украинского ВПК пожирает на свое содержание $1 млн каждый месяц

В годы холодной войны украинская оборонка составляла треть от всей советской, после распада СССР на украинских военных заводах работало более 700 тысяч человек. После Евромайдана это количество сократилось вдвое.

Украинская оборонка переориентировалась на производство и обслуживание оружия, предназначенного на экспорт. Причем большая часть оружия шла в Россию даже после 2014 года, подчеркивает Le Figaro.

— Украинская оборонная промышленность, частично приватизированная в девяностые годы, погрязла в коррупции, контрабанде и непрозрачных заказах, — констатирует Эммануэль Гриншпан. — Украинские солдаты сейчас сражаются, забыв, что за их спинами пустые арсеналы.

Журналист приводит пример председателя совета директоров завода «Мотор Сич» и бывшего народного депутата Украины Вячеслава Богуслаева. В октябре 2022 года он был арестован по подозрению в государственной измене. Известный своими пророссийскими позициями, Богуслаев возглавлял флагман украинской оборонки в течение тридцати лет. И, как теперь выяснилось, минимум до 2017 года предприятие поставляло в Россию вертолетные и авиационные двигатели.

— Попытки реформирования задушили все конкурентоспособные проекты. Государственный консорциум «Укроборонпром» был создан в 2010 году с целью оптимизации различных отраслей производства вооружений. Однако сегодня понятно: гора родила мышь, — язвительно пишет французский журналист. Только содержание управленческого аппарата «Укроборонпрома» обходится в 450 млн гривен в год — это почти $12 млн.

Полный развал оборонки после Евромайдана привел к тому, что сейчас у ВСУ просто нет боеприпасов советского образца, используемых в наиболее распространенных артиллерийских орудиях, констатирует Le Figaro.

ВСУ в ходе «контрнаступа» полностью отказались от первоначальной натовской тактики «маневренной войны». Необученность солдат и сержантов, нехватка натовского вооружения (и особенно средств разминирования), отсутствие господства в воздуха, к которому привыкли в НАТО — все это заставило ВСУ вернуться к советским учебникам по военной тактике.

«Контрнаступ» из быстрой и маневренной превратился в затяжную позиционную операцию, в которой самое главное — артиллерия. ВСУ только в Запорожье требуется нескольких тысяч снарядов в день, а предприятия «Укроборонпрома» могут производить не более нескольких тысяч в месяц.

Константин Ольшанский

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.