ПРИЛЕТЕЛО ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ. УКРАИНСКИЕ ТЫЛЫ ГРОМЯТ СТРАШНЫЕ ИКСОВОДЫ
Валерий Матыцин / ТАСС
За последнее время мы стали свидетелями того, как русские дроны-камикадзе уничтожали украинские истребители в 70 километрах за линией фронта. Многие предположили, что всё дело в модернизации боеприпаса. Но что, если изменилась тактика их применения?
Наши военные продолжают радовать кадрами уничтожения украинских самолётов на земле ударами беспилотников «Ланцет». На днях в Telegram разошлось видео уничтожения штурмовика Су-25 на аэродроме Долгинцево. Во второй половине сентября «иксоводы» (так называют операторов «Ланцетов» из-за их крестообразного расположения крыльев) сожгли три истребителя МиГ-29, также стоявших на аэродромах. И хотя о каком-то геноциде украинской оперативно-тактической авиации говорить пока ещё рано, тенденция не может не радовать.
Возросшую эффективность этих аппаратов вынужден был признать даже противник:
«Что касается их дронов «Ланцет», то, действительно, в последнее время россияне начали показывать чудеса их технического усовершенствования. Поскольку если раньше эти дроны барражировали на расстояние до 40 км, то сейчас их возможности полёта увеличились до 60–70 км», – заявила «говорящая голова» оперативного командования ВСУ «Юг» Наталья Гуменюк.
«Ланцет-3»: дальше и больше
Новости о модернизации дрона появились ещё в 2022 году. Тогда сообщалось, что изделие «Ланцет-3» получило боеголовку повышенного могущества, её масса возросла с 3 до 5 кг. Это было назревшее изменение, так как беспилотник показал себя чрезвычайно гибким и точным, но недостаточно мощным оружием. Поэтому конструкторы поставили на него более мощную кумулятивную боеголовку, которая могла справиться с бронёй даже тяжёлой бронетехники. Также сообщалось, что у аппарата возросла продолжительность нахождения в воздухе: у «тройки» она составляет около 40 минут против получаса у «Ланцета-1».
Тем не менее появление на поле боя «Ланцета-3» не привело к появлению новостей об атаках на вражескую технику на дистанциях более 30 км. Такие сообщения стали появляться совсем недавно, примерно в середине сентября. И это может указывать на то, что дело тут не только в модернизации дрона, но и в изменении методов его применения.
Подвези до цели
Есть мнение, что беспилотник сохранил плюс-минус прежнюю дальность, просто теперь «Ланцеты» доставляют поближе к цели и запускают уже с территории, подконтрольной ВСУ. Например, с помощью диверсионно-разведывательных групп.
Намного более вероятным вариантом выглядит то, что на дистанцию пуска «Ланцеты» теперь доставляют… с помощью других беспилотников. Главред журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов обратил внимание на ещё одно изменение «Ланцета», о котором пока редко вспоминают:
Одной из ключевых особенностей модифицированной версии, которую мы видели на выставке «Армия», является то, что использована контейнерная система запуска. Что позволяет развернуть комплекс и применить его, запустив беспилотник в воздух, за меньшее время, чем в базовой версии.
Однако контейнерный пуск не только уменьшает время на подготовку к запуску, о чём сказал Федутинов. Ещё одно огромное преимущество контейнеров – это кроссплатформенность: боеприпас из такой упаковки можно пускать и с развёрнутого под кустом станка, и из кузова машины, и с борта корабля… и из-под крыла другого беспилотника.
И вот в этом варианте всё встает на свои места. Большой беспилотник пересекает линию фронта и приближается к цели на дистанцию полёта «Ланцета», а уже тот в штатном режиме поражает объект, который враг поставил на «безопасном» расстоянии от линии фронта.
БПЛА-носитель может выступать и в качестве ретранслятора управляющего сигнала (это ещё один важный фактор, ограничивающий дальность применения небольших дронов-камикадзе); он же может и снимать результаты удара.
Кандидат на доставку
Кто же может выступать в качестве воздушных носителей?
Кандидатов на эту роль не много. Вес самого «Ланцета» составляет 12 кг, ещё что-то весит труба контейнера. Соответственно, два наиболее массовых беспилотника нашей армии – «Орлан-10» и «Орлан-30» – отпадают. Первый может взять 5 кг полезной нагрузки, второй – до 12. Но в этот вес входит и бортовое оборудование: БПЛА не может лететь без камер и навигационной системы.
Без сомнения, «Ланцеты» могут брать в полёт «Орионы». Полезная нагрузка этих машин без учёта бортовой аппаратуры составляет 150–180 кг, что позволяет им нести корректируемые авиабомбы КАБ-20, КАБ-50 (20 и 50 кг соответственно). То, что эти машины летают над Украиной, мы знаем точно, поскольку весной украинские СМИ публиковали фото обломков «Ориона», который был сбит у них в глубоком тылу. Примечательно, что на обломке крыла осталась висеть невзорвавшаяся КАБ-20.
Но всё же стихия «Орионов» – это разведка стратегических тылов противника, а мы пока наблюдали удары в оперативно-тактической глубине, что для этой машины мелковато. Зато эта дистанция идеально подходит для другой машины, – пожалуй, самого редко упоминаемого беспилотника спецоперации: «Форпост-Р».
Русский аналог «Байрактара» выходит из тени
Бывший израильский БПЛА IAI Searcher всегда воспринимался как проходная машина. Сам беспилотник и технология его производства были куплены в конце нулевых для того, чтобы познакомиться с этим классом летающих машин. На момент приобретения дрон уже был старым (в самом Израиле был принят на вооружение в 1992 году), фактически отражая технологии 80-х годов прошлого века. Машина могла вести разведку, но не наносить удары.
Наша оборонка и военные посмотрели, попользовались дроном – и пошли пилить собственные БПЛА: небольшие «Орланы» и более крупные «Орионы», «Альтаиры» и «Охотники». Бывшего израильтянина локализовали, чтобы не зависеть от импортных комплектующих (версия получила индекс «Р»), опробовали в Сирии на боевиках и, в общем-то, забыли.
В первые месяцы спецоперации информированный источник отмечал, что основной объём беспилотной работы выполняют «Орланы», изредка применяются «Орионы». А вот об использовании «Форпостов» наш собеседник выразился так:
«Я не знаю никого, кто видел бы его своими глазами».
Между тем импортозамещение машины открыло широкие возможности по её модернизации. Русский «Форпост» потяжелел до 500 кило, обзавёлся отечественным двигателем, навигационной системой; масса полезной нагрузки увеличилась до 120 кг, а потолок полёта подрос до 6000 метров.
«Помимо аппаратуры наблюдения, беспилотник под литерой «Р» в наименовании получил возможность также нести вооружение. Масса авиационных средств поражения, размещаемых на двух узлах внешней подвески, может составлять несколько десятков килограммов», – подчеркивал Федутинов.
Фактически путём постепенных переделок и модернизаций нашим инженерам удалось создать русский аналог распиаренного турецкого БПЛА Bayraktar TB2. Да, турецкая машина лучше по большинству параметров, но главное, что наш беспилотник смог стать в ту же тактическую нишу и теперь выполняет те же задачи, что и пафосный «турок».
По данным открытых источников, «Форпост-Р» может нести две бомбы КАБ-20. И тут самое время вспомнить про 12-килограммовые «Ланцеты» в контейнерах. Как мы помним, контейнер позволяет пускать изделие с самых разных платформ, а «Форпост-Р» изначально создавался для оптической и радиолокационной разведки.
«Форпост-Р» – небольшой беспилотник, который из-за относительно большой высоты полёта недосягаем для ПЗРК и зенитных орудий среднего калибра, а ракеты «Буков», С-300 и иностранных комплексов украинской армии, скорее всего, тратить на эти беспилотники жалко. Что как раз и может объяснять, почему «Ланцеты» стали безнаказанно добираться до украинских аэродромов.
В сухом остатке
Если версия, что обновлённые «Форпосты» носят «Ланцеты» в контейнерах, верна, это означает, что уже в ближайшем будущем мы увидим случаи поражения украинской авиации уже не в 70, а примерно в 150 километрах от линии фронта. В результате «повітряні сили» не только понесут потери, но и вынуждены будут оттягивать свои самолёты всё дальше и дальше в тыл.
«Противник вынужден будет принимать во внимание необходимость передислокации своих самолётов. Это всё даёт нам возможность и шанс раньше замечать, распознавать и сбивать самолёты противника. Чем ближе они находятся, тем меньше времени на реакцию. Чем дальше, и это заслуга «Ланцета», тем больше шансов. <…> Это здорово в тактическом и военном смысле», – отметил эксперт по беспилотникам, ветеран СВО Дмитрий Афанасьев.
Кроме того, должно поплохеть ещё и американским РСЗО HIMARS. Пока эти дальнобойные и подвижные машины чувствуют себя достаточно уверенно. «Ланцет» даже с дальностью в 70 км не может патрулировать район предполагаемого пуска. А выпускать боеприпас уже после того, как HIMARS отстрелялся, бессмысленно, поскольку установка успеет выйти за радиус поражения раньше, чем прилетит «Ланцет». Подключение к охоте «Форпостов», способных парить до 18 часов, принципиально меняет расклад.
В целом, как мы и отмечали ранее, Россия за прошедшие полтора года создала целый арсенал инструментов воздушно-наземной войны и пока только учится ими пользоваться.
Нельзя также не отметить, что судьба – история, карма, называйте как хотите – дама с очень своеобразным чувством юмора. Накануне СВО одной из любимых тем в украинских милитари-сообществах и даже в СМИ было обсуждение того, как они будут охотиться за «донбасянами» с помощью «Байрактаров». Однако сначала русская ПВО посбивала к чёртовой матери эти «Байрактары», а теперь рисуется перспектива, что русские аналоги этих машин будут охотиться за украинцами.
Как говорится, не рой другому яму… И, кстати, песенки про Ваньку, которому нужно приготовить себе пакет, вам тоже бесследно не пройдут, неуважаемые вы наши небратья. Помяните наше слово.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.