Шведские подшипники в России
Во время Второй мировой шведы продавали свои подшипники — лучшие в мире — не только немцам, но и Британии, и даже нам. При этом Гитлеру шведы поставляли больше подшипников, а нам с Британией — значительно меньше, но зато со скидкой. Цитирую (ссылка):
…Шведская компания SKF во время Второй мировой войны существенно помогла британской военной промышленности сохранить устойчивость, обеспечив ей поставку и производство 31% использованных подшипников, в том числе, значительную их часть – для авиамоторов. Достаточно сказать, что временами на британских заводах стояли сотни танков и до 10% собранных самолетов, ожидавших шведские подшипники. Поскольку американские подшипники имели размеры, не соответствующие британским промышленным стандартам, SKF наладила их производство в самой Швеции и на своих предприятиях в США (Филадельфия)…
…Говоря о Великобритании, можно с уверенностью говорить о том, что выход на уровень производства необходимого количества подшипников для танко- и авиастроения для компенсации потерь мог бы занять многие месяцы, при этом вряд ли можно было бы ожидать выход на необходимый уровень качества. Известно, что в июле 1943 г. только 34% производимых в Великобритании шарикоподшипников соответствовали по качеству потребностям авиационной промышленности. При этом 100% шведской продукции соответствовало всем стандартам. Хотя точные данные по германской военной промышленности отсутствуют, прекращение поставок из Швеции, по-видимому, нанесло бы ей не меньший ущерб… В долгосрочной перспективе решающего влияния на ход ВМВ экспорт подшипников оказать не мог. В целом гибкая политика лавирования между всеми воюющими сторонами и трезвая оценка ситуации на многочисленных фронтах ВМВ помогли этой небольшой и технологически продвинутой стране сохранить нейтралитет и избежать катастрофических последствий от вовлечения в кровопролитный мировой конфликт…
Россию тоже многое связывает со шведской компанией. За год до революции, в 1916, русские предприниматели открыли в Москве завод «Шарикоподшипник СКФ». Технологии были преимущественно шведские, но одним из двух учредителей стал петербуржец Эммануил Нобель, представитель знаменитой шведско-русской династии Нобелей. Кроме шарикоподшипникового завода Эммануил Нобель возглавлял в императорской России знаменитый механический завод «Людвиг Нобель», впоследствии переименованный в «Русский дизель». Как ясно из названия, завод массово выпускал дизельные двигатели, которые стояли на русских кораблях, на электростанциях и на насосных станциях, например (ссылка).
Эммануил Нобель очень много сделал в России и для России, о нём надо писать отдельную статью. Сегодня ограничусь упоминанием ещё одного его проекта — заводом «Ноблессер» в Ревеле, который строил русские подводные лодки Барс по проекту Ивана Бубнова. Завод был основан в 1912 и успел построить 20 подлодок — они активно служили в составе русского, а потом советского флота вплоть до 1930-х годов, после чего некоторые из них использовались как учебные суда или как плавучие зарядные станции до середины 1950-х. Сам Иван Бубнов умер в 1919, в возрасте 47 лет, от тифа, который свирепствовал тогда в разоряемом большевиками Петрограде…
Вернёмся к подшипниковому заводу. После 1917 Ленин завод национализировал, и вплоть до 1932 предприятие оставалось единственным подшипниковым заводом в СССР. В 1932 коллектив завода построил и запустил ещё один подшипниковый завод в Москве. Этот новый завод в Москве назвали «Первым подшипниковым заводом», а дореволюционный завод переименовали, соответственно, во «Второй подшипниковый завод». В том же году Эммануил Людвигович умер в Стокгольме. Россию он покинул ещё раньше, в 1918, после того как Советская власть забрала его заводы себе.
СССР сильно отставал в технологиях и, конечно, не мог обеспечить себя подшипниками самостоятельно, мощностей действующих заводов было совершенно недостаточно. О том, как мы закупали у шведов подшипники во время Войны, вспоминает разведчица Зоя Воскресенская. Цитирую (ссылка):
…В советскую колонию [в Швеции] прибыли в командировку два молодых человека. Они не скрывали, что являются военными летчиками, фронтовиками. На собрании в посольстве они полушутя-полусерьезно заявили, что посланы сюда с целью ознакомить советских людей с положением на фронтах.
На самом деле, их приезд был связан с секретной операцией по закупке инструментов из знаменитой шведской стали, необходимых для нашей авиационной промышленности. По договору с Германией шведская руда и стальные изделия начисто вывозились немцами. Военная техника Германии – танки, артиллерия, самолеты — на одну треть были оснащены шведскими шарикоподшипниками (СКФ), и немцы строжайше следили за тем, чтобы ни один грамм шведской стали не попал в руки их противников.
С советской стороны в операции по закупке шведских инструментов участвовали торгпред, косвенно, посол и «Кин». Переговоры велись втайне, и шведы шли на эту сделку с опаской. Они потребовали, чтобы оплата за их изделия была осуществлена русской платиной. «Кин» получил бруски платины диппочтой и, показав их мне, спросил: «Что это?» Я увидела на столе продолговатые тусклые чушки со скошенными краями и какими-то вдавленными знаками. «Это олово?» – спросила я, вспомнив свою работу в юности паяльщицей на заводе в Смоленске. «Пощупай», – предложил он. Я схватила чушку, но еле оторвала ее от стола – такая она была тяжелая. Первый раз в жизни я видела внешне не столь блистательную, но безмерно тяжелую, дорогую, благородную русскую платину…
Летчики прилетели прямо из Москвы, пересекли линию фронта, и шведское правительство организовало их посадку на запасном аэродроме.
Рано утром пилот и штурман уехали из посольства. Им дали с собой большую сумку с очень красивыми яркими зажигалками – подарок от работников советской колонии их воинской части. Исчезли они так же внезапно как и появились.
Коллонтай направила телеграмму о вылете самолета. Командир заверил, что обратный путь тщательно отработан и согласован с соответствующими штабами. Но до Москвы они не долетели – были сбиты огнем вражеской артиллерии.
Наши товарищи хотели сфотографироваться с этими веселыми, обожженными войной парнями, но они были суеверны…
Облик озорного пилота и чернявого штурмана, влюбивших в себя всю советскую колонию, до сих пор в моей встревоженной памяти.
Как я указал в начале поста, подшипники СССР у шведов закупал в большом количестве. Нейтралитет шведов был сомнительным, они склонялись скорее на сторону Гитлера, однако всё же шведские подшипники оказали советской промышленности огромную поддержку.
После ухода коммунистов шведская СКФ снова пришла в Россию, построив в 2010 году завод по производству подшипников в Твери. У компании были большие планы по расширению производства, но в 2022 США перевели прокси-войну против России в тёплую фазу, и американцы приказали шведам покинуть нашу страну. Насколько я знаю, управление брошенным шведами заводом взял в свои руки российский менеджмент компании. Завод продолжает работу, при этом уже весной следующего года компания начнёт строительство ещё одного производства — там будут делать конические и шариковые подшипники (ссылка).
Удастся ли шведам в Россию ещё раз, большой вопрос. Если смена режима в США затянется, шведы останутся нашими врагами надолго. За это время их уникальные наработки могут устареть, так как и Китай, и Россия, и другие страны не-Запада продолжают развиваться, тогда как сама Швеция входит в комплексный кризис, в том числе и экономический.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.