© AP
Западные СМИ, в связи с визитом высокопоставленной персоны, сообщили, что США намерены и дальше поддерживать Украину «в развязанной Россией войне». Вместе с тем в западной прессе появились тревоженные сообщения о том, что Россия открывает новый фронт севернее Харькова. Совсем недавно те же самые издания иронизировали по поводу слов Владимира Путина о наступлении российской армии. Но что-то пошло не так, и западный политикум вдруг заметил продвижение войск РФ.
«К северу от украинского города Харькова российская армия открыла новый фронт», – сообщает «Le Monde». И добавляет, что Генеральный Штаб Украины вынужден признать: вокруг второго по величине города страны противник добился «тактического успеха». Любопытная деталь: говорить о нашем успехе стратегическом у Генштаба Украины, как впрочем, и у западных политиков с журналистами, язык не поворачивается. Но признание тактической победы – это уже кое-что.
Президент Франции Эммануэль Макрон на днях в телефонном разговоре с Владимиром Зеленским выступил с решительным осуждением продвижения российских войск в районе Харькова. Особенно французский президент осудил российские удары по энергосистеме Украины. Не хочется повторяться, но каждый раз невольно обращаешь внимание, что у западных политиков весьма избирательное зрение. Так, например, удары Украины по Донбассу на протяжении десяти лет никого на Западе не возмущали. Как не возмущают и удары по Белгороду. Теперь же возмущённый Макрон подтверждает готовность Франции и дальше поддерживать Украину, дабы сорвать агрессивные планы России. С этой целью военные поставки из Пятой Республики в Малороссию будут продолжены. А 24 мая Зеленского ждут в Мадриде. Ему готовят в буквальном смысле королевский приём. Визит связан с подписанием соглашений, гарантирующих военную поддержку Испании.
На фоне признания Западом наступления российских войск в районе Харькова на Украину неожиданно явился госсекретарь США. Что же привёз Блинкен в Киев? Оказалось, что ничего нового. Всё тот же набор в виде кнута и пряника.
Пряником послужили обещания и посулы. Кнутом – призывы к мобилизации. Характерно, что Блинкен прибыл, чтобы выступить перед студентами. Хотя, казалось бы, с чего бы это и зачем? «Я приехал на Украину с посланием, – объявил он со всей американской сентиментальностью киевским студентам, – вы не одиноки. С первого дня войны Соединённые Штаты были с вами. И мы останемся с вами до тех пор, пока безопасность, независимость и способность Украины выбирать свой собственный путь не будут гарантированы».
«Свой собственный путь» – это, конечно, предлагаемый американцами вассалитет или честь, оказанная Украине ещё в 2014 году, – стать великой аграрной державой. В недавнем прошлом одна из крупнейших в промышленном отношении европейских стран борется ныне за право выращивать больше всех в Европе овса. Что же необходимо, чтобы добиться этого права?
«Ваша недавняя мобилизация – это суровое, но необходимое решение, – сообщил Блинкен студентам. – Она даст вашей армии дополнительные возможности для борьбы с более сильным противником».
Напомним, что буквально через несколько дней – с 18 мая – на Украине вступает в силу новый закон о мобилизации. Призывной возраст теперь снизился с 27 до 25 лет, уклонистов ждёт блокировка банковских счетов и много других «приятных» сюрпризов. Министерство обороны Украины не собирается подслащивать «пилюли», и открыто говорит, что спокойная жизнь на Украине закончилась. «Ситуации, в которой часть людей сражается на фронте, а остальные живут своей спокойной жизнью, точно приходит конец», – заявил на днях представитель украинского Министерства обороны Дмитрий Лазуткин, подчеркнув, что «надо мобилизоваться всей стране, всему обществу».
Заграничные покровители Киева уверены, что провал пресловутого «контрнаступа» и последующий затем «контрконтрнаступ» стали возможны из-за украинских уклонистов. Армия Украины столкнулась с острой нехваткой солдат и боеприпасов, именно это и помогло России перехватить инициативу. Но теперь всё должно измениться.
Сами украинцы не очень рады новому закону. Вот, что пишут те, кого он коснётся: «Для очень многих эта принудительная мобилизация – это смертная казнь в 70% вероятности. Потому что человек, особенно в возрасте, понимает – ему там не выжить. То есть, по сути, нас приговорили к смертной казни»; «Кристально чистый геноцид украинцев имени обдолбанного Ze»; «Да, это геноцид. Надо что-то делать с этим».
Конечно, надо. И чем раньше, тем лучше. Потому что события ускоряются. Вот только некоторые факты. 1. Российская армия наступает. 2. Запад, вынужденный это признать, ждёт от Украины мобилизации. 3. Украина принимает новый закон о мобилизации, который начинает действовать через несколько дней. 4. В Киев приезжает важный заокеанский чиновник и выступает перед студентами – потенциальным «пушечным мясом».
Очевидно, что мобилизация и есть повод для неожиданного и необъявленного визита Блинкена в Киев. Западные лидеры не только давят на руководство Украины, но и лично обращаются к будущим солдатам. Обычная практика военачальника – обращение к солдатам перед битвой.
«Россия должна заплатить за восстановление всего, что разрушено Путиным», – провозгласил Блинкен перед несчастными и оболваненными студентами. Именно для восстановления Украины Блинкен пообещал использовать экспроприированные российские активы. Другими словами: идите и воюйте, мы – с вами.
Все эти шаги говорят о растерянности и даже отчаянии. Мобилизационный закон больше всего напоминает Фольксштурм 1944-1945 гг., когда в Берлине шутили: «в фольксштурме будут те, кто уже умеют ходить и те, кто ещё может ходить». Блинкен же подобен фюреру, похлопывающему по щёчкам фольксштурмистов: «такие мальчики спасут Германию».
Почему же такая суета и спешка? Издание «Politico», ссылаясь на неких военных, не пожелавших называть свои имена, сообщает, что на Западе предвидели обрушение украинского фронта в случае наступления России. Более того, там опасаются, что решимость Украины может настолько ослабнуть, что продолжать войну она не захочет. В то же время Россия способна истощить поддержку Запада и тем самым подавить сопротивление Украины. Вот поэтому Блинкен и повторяет: мы с вами, мы вас не оставим.
Но эти речи – не более чем adlocutio (речь к солдатам).
На самом деле, Запад воспринимает Харьков как переломный момент. Американский Институт изучения войны предупреждает: если российские войска смогут продвинуться ещё на десять километров от своих нынешних позиций, то Харьков окажется в зоне досягаемости российской артиллерии. В случае падения Харькова, Запад может отказаться от поддержки Украины.
Киевские военачальники утешают западных кураторов, уверяя, что смогут сдерживать наступление российских войск. Особенно, если западное оружие и дальше будет поставляться на Украину. Но, судя по внезапному приезду Блинкена, Запад не очень-то разделяет уверенность своих подопечных. И если перефразировать слова и осмыслить действия западных политиков, получится следующее: оружие будет, но нужна мобилизация. А дальше – посмотрим…