Станислав Красильников / РИА Новости
Разобравшись с итогами прошлого года, логично задуматься о том, каким будет год наступивший. В военно-политическом смысле, его очевидными чертами является переход инициативы к ВС РФ на фоне интенсивного обсуждения различных «мирных форматов».
По результатам 2024 года имеем не до конца купированный украинский прорыв в Курскую область, который остается главным успехом ВСУ 2024 года. С нашей стороны идет активное создание Покровско-Кураховского плацдарма для броска на Днепропетровск и Запорожье с выходом в тыл ВСУ по линии Гуляйполе — Орехов — Каменское. Пожалуй, главная чисто военная интрига, это состоится ли реализация этого плацдарма. Что зависит от того, насколько наши резервы больше, чем располагает Украина.
В данный момент ВС РФ превосходит врага в качестве управления, боеспособности, дронах и КАБах, живой силе и моральном духе. Дезертирство и упадок боевого духа в «лавах ЗСУ» никто уже не скрывает.
Как водится, у происходящего две трактовки. Первая – ВСУ на последнем издыхании, потому что смотри выше. Вторая – пока ВС РФ бьет всяких второразрядных, где-то в тылу копятся резервы и вот-вот состоится мощное неожиданное наступление. Которое будет успешным, поскольку ВС РФ потратят лучшие силы на текущие бои.
Первая версия более вероятна, а для её окончательного подтверждения должны состояться определенные маркеры. Например – выдавливание врага из Курской области, что будет означать бесславный финал главного пиар-проекта 2024 года. Либо успешный (помните, был такой Волчанск раньше в сводках?) прорыв наших войск к Харькову. Либо – с указанного Покровско-Кураховского плацдарма бросок на Днепропетровск и Запорожье. Или – создание полноценного плацдарма в районе Херсона, на правом берегу Днепра. Из области экзотики можно добавить повторный бросок к Киеву с территории Белоруссии. Пока не состоится что-то из этого – говорить однозначно о ситуации, зрада она чи перемога, нельзя.
Несмотря на многочисленные заявления, реально в мирных переговорах заинтересован разве что Трамп. Нам переговариваться ни к чему – мы и так врага бьём, постепенно добиваясь поставленной цели. Для Зеленского и ко, период войны – вообще равен сроку существования.
После заключения мира Зеленскому предъявят сразу за всё, как из Вашингтона, так и изнутри страны. Пока что и ВС РФ, и Зеленский делают ставку на взять врага измором. Правда, оппозиция этой точке зрения на Украине становится всё сильнее.
Вариантов воздействия на Киев у Трампа больше. Достаточно не давать денег и дать ход коррупционным расследованиям против Киева. Но это возможно, если получится преодолеть сопротивление «ястребов», которых среди трампистов немало. Признаков готовности Запада оказывать давление на Киев ради выполнения неоднократно озвученных требований России пока не видно.
Огромное значение имеет то, как выстроятся отношения Трампа с ЕС и Китаем. Если Трамп будет переть на ЕС и Китай, как это по всем симптомам видно, то в ЕС могут и осознать важность отношений с Россией. А Китай – пересмотреть свою вовлеченность в украинский конфликт.
Если не брать экстремальные сценарии – резкого развала либо ВСУ, либо ВС РФ (что вряд ли), то у текущего конфликта остается два варианта. Это компромисс или долгая война. В обоих случаях, Украина не жилец. Достижение компромисса без удовлетворения требований России означает подготовку Украины к войне через несколько лет – а это плохой фон для инвестиций. Продолжение конфликта приведет к вымыванию остатков мобпотенциала для Украины, хотя и нам, скорее всего, придется объявить новую мобилизацию. Этот вариант подразумевает и растущие риски скатывания регионального конфликта в глобальный. Дураков, вроде Макрона, на Западе хватает.
То, каким будет 2025 военный год, связано и с переоценкой рисков всеми сторонами. Такое впечатление, что все недооценили всех.