Отрезать Черное море от Украины: План борьбы с беспилотным пиратством Киева готов

 ФОТО: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОРСКИХ ДЕЛ ТУРЦИИ / X

«Топи их всех!» — но частично. Как Россия будет обнулять украинский морской трафик

— Самый радикальный способ — это отрезать Украину от моря, тогда и невозможно будет заниматься пиратством в целом в принципе, — заявил Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов на инвестиционном форуме «Россия, вперед!».

Глава государства отметил, что ВС РФ расширят номенклатуру ударов по портовым сооружениям, а также по кораблям и судам, которые заходят в украинские порты.

Один из главных вопросов последних дней — как Кремль ответит на украинские атаки в Черном море. С субботы 28 ноября по 2 декабря было повреждено три танкера. Два подверглись нападению безэкипажных катеров, третий стал целью для БПЛА.

Правда, ни одно судно не затонуло. Удалось избежать человеческих жертв. Но в любом случае, такие налеты — беспрецедентная попытка эскалации ситуации со стороны Киева.

Заявление Владимира Путина о том, что Украину могут отрезать от моря, сразу разошлось по мировым СМИ и новостным пабликам. Слова российского президента активно цитировались в телеграм-каналах и социальных сетях. Большинство комментаторов решили, что Кремль выбрал самый жесткий вариант ответа на украинские провокации — согласно принципу морской войны «Топи их всех».

Так ли это на самом деле? Россия готова пойти на столь беспрецедентные шаги? Ответы на эти вопросы содержались в словах самого Владимира Путина.

— Мы рассмотрим возможность ответных мер в отношении судов тех стран, которые помогают Украине осуществлять эти операции, пиратские акции, — отметил в беседе с журналистами российский лидер.

Беспилотные хищники

Первыми жертвами украинского нападения стали танкеры Kairos и Virat. Несмотря на утверждения ряда СМИ, атакованы они были не в территориальных водах Турции, а в нескольких десятках миль от турецких морских границ — в исключительной экономической зоне.

В ночь с 28 на 29 ноября БЭКи атаковали Kairos. Сначала беспилотники ударили в корму и повредили рулевое управление. После чего дроны нацелились на машинное отделение, чтобы обездвижить танкер. В результате нападения судно потеряло ход. И тогда безэкипажные катера начали бить по корпусу с обоих бортов. На танкере вспыхнул пожар.

Примечательно, что беспилотники одновременно пытались ударить и по Virat. Но операторы не смогли вывести безэкипажные катера на удобные позиции. Экипаж видел, как БЭКи кружат вокруг судна, но не атакуют его.

Правда, когда наступило утро 29 ноября и взошло солнце, украинские боевики повторили атаку. Сценарий нападения был идентичный. Сначала удары в корму, потом в машинное отделение и уже далее по всему корпусу. Но и на этот раз до конца выполнить задачу операторам дронов не удалось.

Virat получил только три пробоины, чуть выше ватерлинии. Вывести из строя его систему управления и двигатели беспилотникам не удалось.

Уже к обеду субботы (29 ноября) к обоим пострадавшим судам подошли турецкие спасательные корабли. На Kairos удалось потушить пожар, и его взяли на буксир для транспортировки в порт. Судно сильно пострадало и однозначно пойдет под списание.

Но Virat отделался легким испугом. Пожара на его борту не было. Пробоины экипаж заделал самостоятельно. Но спасательные службы Турции на всякий случай также отбуксировали судно к берегу. После непродолжительного ремонта танкер вернется в море.

Следует отметить, что, по данным западных СМИ, Kairos и Virat входят в состав российского «теневого» флота. Считается, что он создан Москвой для обхода санкций на торговлю нефтью, введенных ЕС, США и другими странами. Формально оба танкера России не принадлежат, ходят под флагом Гамбии.

Во вторник 2 декабря беспилотный летательный аппарат попал в навигационный мостик теперь уже российского танкера-химовоза MidVolga 2. Последний шел с грузом подсолнечного масла в Грузию. В результате взрыва ранено несколько человек. Надстройка судна получило незначительные повреждения. Танкер мог продолжать путь, но турецкие власти на всякий случай отправили его в порт Синоп. Судя по опубликованным с борта MidVolga 2 фото, в его рубку влетел украинский БПЛА FP-1.

Также в воскресенье 30 ноября появились сообщения об атаке беспилотных катеров на танкер MERSİN, который принадлежит Турции. На этот раз происшествие случилось не в Черном море, а у берегов Сенегала.

Правда позже выяснилось, что речь идет не о нападении, а об аварийной ситуации на борту. На фото терпящего бедствие танкера не видно пробоин, следов пожара и других повреждений, характерных для нападения морских дронов.

Юридические нюансы

По международному морскому праву эти три налета нельзя квалифицировать как пиратство. Более того, удары наносились в нейтральных водах. Исключительные экономические зоны — это районы с особым правовым статусом. Но на них не распространяются положения о территориальных водах.

Но Киев имел бы основания для нападений только в том случае, если бы танкеры перевозили оружие, боеприпасы и технику для ВС РФ. А иначе подобные действия классифицируются как неспровоцированная атака на гражданские суда. Причем, в случае с Kairos и Virat нападению подверглись объекты третьих стран, что запрещено морскими законами. Наличие этих танкеров в санкционных списках не может служить оправданием.

Поэтому, даже в Лондоне и Париже, которые всячески поддерживают Киев, прохладно восприняли новость об украинских атаках. В английских и французских СМИ материалы публиковались без обычного восхваления бандеровских подвигов. Это лишний раз подчеркивает, насколько серьезно были нарушено международное морское право.

Предположим, что Россия действительно начнет топить суда, которые идут в порты незалежной. Такие действия нарушают морское право. И последствия — с учетом современных реалий международных отношений — могут быть достаточно неоднозначными.

Конечно, мы вправе бороться с перевозками вооружений, боеприпасов и техники для Украины. Но для этого надо доказать, что на бортах уничтоженных судов такие грузы находились. А для этого их сначала надо остановить и досмотреть. После чего, выявив факт транспортировки, отбуксировать в свой порт или потопить.

Некоторые горячие головы начали вспоминать про германские «волчьи стаи» в годы Второй мировой, а также неограниченную подводную войну. Но стоит напомнить, что одним из обвинений Третьему рейху на Нюрнбергском трибунале как раз и была организация и ведение боевых действий по принципу «топи их всех».

Отрезание по-израильски

С начала СВО часто звучат заявления о необходимости блокады побережья Украины. Но и такие действия строго регламентируются международным морским правом. Принято несколько конвенций, которые описывают, как и когда объявляются блокады, а также права и обязанности тех, кто блокирует, и противоположной стороны.

Между тем есть успешный опыт Израиля по борьбе с морскими поставками в Сектор Газа. Тель-Авив официально не объявлял о блокаде побережья, но при этом суда в палестинские порты он не допускает. Несколько раз действия израильтян становились причиной разбирательства в комиссии ООН. Но их признали вполне законными и соответствующими международному морскому праву.

По всей видимости, Россия планирует использовать этот опыт. Тем более, что отдельные наработки ВМФ РФ использовал в ходе «зерновой сделки».

РФ объявит для судов тех стран, которые помогают Киеву, как в поставках оружия, так и в проведении диверсий, запретную зону. При вхождении в нее плавсредства будут досматривать. При отказе — их будут захватывать или топить на месте.

В случае же с судами, которые принадлежат самой Украине, условия будут более жесткими. Входящие и выходящие из запретного пространства, даже не смотря на груз — автоматически без досмотра, будут перехватываться. А при несоблюдении требований российских моряков — их будут топить.

Алексей Михайлов



Предыдущий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.