pixabay.com
5 декабря на сайте Белого дома был опубликован текст новой стратегии национальной безопасности США. В ней прописаны основные положения внутренней и внешней политики США на ближайшие годы. Согласно документу, Вашингтон видит себя безоговорочным мировым лидером в области экономики, вооружений, высоких технологий, а также в формировании политики в Западном полушарии и на Ближнем Востоке. США также готовятся участвовать в коррекции отношений между Европой и Россией.
Эта стратегия существенно отличается от документа времён Байдена. В ней заметно меньше внимания уделено противодействию Китаю и России, а в разделе «жизненно важных интересов» на первый план выдвинуто именно Западное полушарие. «Времена, когда США поддерживали весь мир, словно Атлант, прошли», — говорится в тексте, где также подчеркивается необходимость увеличения оборонных расходов в Индо-Тихоокеанском регионе со стороны Японии, Южной Кореи, Австралии и Тайваня.
В 33-страничном документе идеологи Трампа наконец сформулировали то, что они думают о состоянии Европы. Стратегия стала холодным душем для европейских лидеров. Да, Европа может оставаться важной, но только если станет сильной. Америка собирается выбирать союзников внутри Европы, а не Европу как целое. Если континент продолжит дрейфовать от интересов США, Вашингтон намерен поддерживать те политические силы, которые будут тянуть его обратно к цивилизационной модели, считающейся правильной с точки зрения США.
Новая Стратегия национальной безопасности США— это не просто обновление внешнеполитических приоритетов, а разворот к доктрине Монро в версии XXI века. Вашингтон снова концентрируется на Западном полушарии, на угрозах у собственных границ и на перераспределении ресурсов в свою пользу.
Вопреки российским оптимистам, поверившим, что США оставляют Европу, из доктрины становится ясно, что США вовсе не собираются хлопать дверью. Они не уходят из Европы. Они просто перестают видеть в ней равного партнёра. А это очень большая разница.
Европа всё ещё очень важна, но сегодня она слишком слабая, демографически уставшая и политически разобщённая, чтобы оставаться центральным столпом западного мира и выражать интересы США в Восточном полушарии. Этот непорядок американцы и хотят исправить. В стратегии чётко не говорится о том, что американцы хотели бы развалить Европейский союз, но ощущение такого желания остается, поскольку делается ставка на евроскептиков. А уж они как раз и вернут Европе былое величие. Как говорится в стратегии, Америке следует «культивировать сопротивление нынешнему курсу Европы внутри европейских стран», и восхваляется «растущее влияние патриотических европейских партий». Эта стратегия перекликается с речью вице-президента США Дж. Д. Вэнса, произнесенной им на Мюнхенском форуме по безопасности в феврале. Эта речь, помнится, ошеломила европейских союзников своим тоном и утверждением о том, что континент столкнулся с большей угрозой из-за собственных демократических недостатков, чем из-за России.
Стратегия впервые столь открыто формулирует идеологический и политический разрыв между США и европейскими элитами. В документе говорится, что Европа подрывает собственную демократию, экономически деградирует, теряет идентичность, а её институты стали тормозом развития. И одновременно подчёркивается, что будущее Европы напрямую влияет на способность США удерживать доминирующую роль в Западном полушарии, поэтому Европа вовсе не списывается со счетов. Вашингтон собирается работать не со всеми, а с теми европейскими государствами, которые готовы вкладываться в оборону, дистанцироваться от Китая, укреплять собственные экономики и демонстрировать политическую субъектность. Остальные будут считаться условными «пассажирами», а не союзниками. Что это как не путь к расколу ЕС?
Впервые в столь серьезном американском документе европейские правительства напрямую обвиняются в том, что они сорвали попытки США завершить войну на Украине. При этом дальнейшее расширение НАТО названо вредным, что ставит под сомнение перспективу украинского членства. На первый взгляд это выглядит как отказ от обязательств, но нет. Европа важна, и Украина тоже. США сохраняют Европу в зоне ответственности, а Украина рассматривается как элемент европейской стабильности, но не как будущий член альянса.
Что важно в этом контексте для России? В документе чётко сказано, что после войны Украина должна быть жизнеспособным государством. Это для России куда существеннее всех разглагольствований о «кризисе Европы». Вероятно, именно поэтому Вашингтон давит на Москву и Киев, требуя согласиться на территориальные уступки, чтобы оперативно определить границы будущего буфера между Россией и Европой.
В отличие от Стратегии национальной безопасности Байдена, где Россия была центральным источником дестабилизации, у Трампа она фактически исчезает из списка ключевых противников. Россия не фигурирует даже в разделе о предотвращении войны. Единственный контекст, где Россия упоминается косвенно – это критика Европы за закупку энергоресурсов у РФ, неспособность выстроить самостоятельную оборону и провал попыток прекратить войну на Украине.
То есть здесь нашим внешнеполитическим стратегам стоит опять-таки воздерживаться от оптимизма. Да, США не видят проблему в России. Однако, по мнению американских идеологов, беда Запада не в том, что Россия сильная, а что Европа слабая, и с этим надо что-то делать. Стратегия недвусмысленно толкает ЕС к гонке вооружений.
Китай впервые за много лет описан не как военная угроза, а как экономический вызов. Это ещё один сигнал, что администрация Трампа делает ставку на прагматику, а не на глобальные идеологические проекты. Параллельно США усиливают присутствие в Карибском регионе, наносят удары по наркокартелям, наращивают военную группировку и рассматривают возможность действий против Венесуэлы, чем снова напомнил доктрину Монро.
Впрочем, насколько жизнеспособным окажется этот документ — пока судить рано. Каждый новый президент писал стратегию обычно под себя. Уже звучат мнения, что сам Трамп сам доктрину не читал, и никогда не руководствовался какими-либо инструкциями. Тем не менее документ чрезвычайно важен, так как демонстрирует настрой республиканской элиты, а это значит, что в случае прихода к власти Джей Ди Вэнса России придется иметь дело с Европой, которую американцы всеми силами перестраивают под свои интересы.

