Mark Wilson / Getty Images
Глядя на то, что вытворяет Трамп, невольно вспоминаешь пророчество Путина 2022 года: «Мы стоим на историческом рубеже. Впереди, наверное, самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны». А еще о том, что переустройство миропорядка происходит естественным образом — это исторический процесс.
«Мы понимали, что история о международном порядке, основанном на правилах, была отчасти ложной: сильнейшие освобождали себя от правил, когда им это было удобно, а торговые нормы применялись асимметрично. Мы также знали, что международное право применяется с разной строгостью в зависимости от того, кто является обвиняемым или жертвой. <…> Мы участвовали в ритуалах и в целом избегали указывать на разрыв между риторикой и реальностью. Эта сделка больше не работает. Скажу прямо: мы находимся в состоянии разрыва, а не перехода. Мы понимаем, что этот разрыв требует не просто адаптации. Он требует честности в отношении того, каков мир на самом деле». Это цитата, внимание, из выступления в Давосе премьера Канады Марка Карни. Не из российской прессы. Однако — ноль отличий. Прозрение там наступило.
Разрыв между риторикой и реальностью стал настолько велик, что не замечать его стало невозможно. Он-то и привел к тому, что переустройство миропорядка происходит на наших глазах.
Экс-генсек НАТО и экс-премьер Дании Расмуссен прямо говорит: «президент Трамп представляет реальную угрозу миру во всем мире» (невозможно не вспомнить советскую пропаганду). Трамп делится в своей соцсети сообщением, что Китай и Россия на самом деле являются «страшилками», а «настоящая угроза — это ООН и НАТО». Какой-то год назад представить себе такое было невозможно.
В 1988 году Егор Летов спел: «Всемирные солдаты заучили дословно/ Единственный параграф мирового устава/Соблюдай лишь один закон/Кто сильнее — тот и прав!». Сейчас эту песню вовсю горланит Трамп. И действует соответствующие.
Под новый миропорядок Трампу понадобилась карманная ООН — Совет мира. Создавался он, якобы, для решения проблем Газы, но сейчас уже никто не скрывает — для глобального управления. И, можно не сомневаться, что решающий голос в этом совете будет за Трампом (хотя решения вроде как принимаются большинством). Ну, то есть американский орел берет под крыло других птичек, которые хоть что-то да значат сами по себе. И вот эти более-менее сильные страны и будут решать, как остальным жить: Гренландию — сюда, Украину — туда… Однако, бывшие главные союзники США что-то не спешат присоединятся к Совету мира. Зато присоединяются страны из «другого лагеря» — вплоть до Белоруссии.
Но пока это — лишь один из возможных контуров нового мироустройства.
В целом же страны сейчас сдают экзамен на суверенитет. Может и не хотят — но деваться некуда, исторический процесс.
Европа, например, в составе ЕС его успешно проваливает. И, что, кстати, крайне удивительно, даже не говорит, что в этом виноваты русские. А ведь могли бы обвинить нас в том, что это мы заставили ЕС впасть в зависимость от США.
Войдем мы сейчас в Совет мира или нет — не столь уж важно. Важно, что наш экзамен на суверенитет начался почти четыре года назад и все еще идет. Если он закончится нашей Победой, именно так, с большой буквы, то уже все равно, что там будет — ООН, Совет мира или опять Лига наций.


