Почти сенсация: Зелинский впервые допустил вывод ВСУ с Донбасса

© AP Photo / Julia Demaree Nikhinson

Зеленский готов обсудить вывод украинских войск из Донецкой области, но призвал Москву отвести свои войска на эквивалентное расстояние, пишет Axios. США предложили Киеву уйти с Донбасса и определить территорию как демилитаризованную «свободную экономическую зону».

Однако «Вашингтон пока не определился, какая страна будет обладать суверенитетом над этой территорией». Зеленский заявил, что после второго раунда переговоров в Абу-Даби российские официальные лица пообещали проконсультироваться с Москвой и вернуться с подробной позицией по территориальному вопросу. И при этом Зе не шипел и не плевался. То есть, вопрос перешел в стадию торга.

Также, по Зе, Вашингтон и Киев договорились о том, что любое соглашение должно быть вынесено на референдум для украинского народа. При этом Зеленский считает, что если эта сделка «предполагает просто вывод украинских войск из Донбасса», то на референдуме она будет отклонена. «Эмоционально люди никогда этого не простят. Никогда. Они не простят… меня, они не простят США», — сказал Зеленский.

Значит, нужен не «просто выход», а пряник, вроде гарантий безопасности?

Также Зе заявил, что если мирная сделка просто заморозит нынешние линии фронта, то «украинский народ ее примет». Что понятно, заморозка по линии фронта это вариант, на котором сам Зе постоянно настаивал. При этом он считает несправедливым, когда Трамп публично призывает к уступкам именно Украину, а не Россию. Зеленский предположил, что, возможно, Трампу легче оказывать давление на Украину, «чем на гораздо более крупную Россию».

Речи Зеленского фиксируют принципиальный сдвиг в украинской переговорной позиции: впервые публично допускается возможность обсуждения вывода украинских войск из Донбасса. Пока это согласие носит условный характер. Киев выдвигает зеркальное требование — отвод российских сил на эквивалентную глубину. Тем самым формируется модель «симметричной деэскалации», а не односторонней уступки.

Зе сознательно переводит ответственность за легитимность решения на референдум. Это политическая страховка, что бы там ни было – а «захотел народ». Таким образом, украинская позиция выглядит так: не уступка территории де-юре, допустима заморозка де-факто, обязательная демократическая легитимация соглашения, ВСУ уже готовы уйти с Донбасса – но если Россия тоже отведет войска. Поэтому и «почти» сенсация.

Камень в огород Вашингтона, который обижает маленькую Украину, это тоже страховка: ответственность за возможные компромиссы переносится на США. Системно это означает переход конфликта в фазу переговоров о форме заморозки, а не о полном урегулировании. Речь идёт не о мире в классическом понимании, а о фиксировании линии соприкосновения с политическим оформлением.

Украина признаёт, что не победит. Если бы было иначе, то никаких территориальных компромиссов не обсуждалось бы. Причём всё настолько плохо, что даже без гарантий США, Украина начинает это самое обсуждение. Поскольку шансы на адекватную поддержку со стороны Европы невелики. «Союзники – сволочи» (С)

Главный риск для Москвы — институционализация статус-кво без юридического признания территориальных изменений. Вопрос в том, какой тип заморозки окажется приемлемым для всех трёх сторон. В этом плане мы пока никуда не продвинулись. Ждем итогов второго дня.

Юрий Баранчик,  политолог, публицист, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»


Предыдущий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.