Подготовка наставников

Говоря о наставничестве, позиционируя его в качестве отдельного, крайне перспективного вида общественной деятельности, стоит особую роль уделить, прежде всего, самим наставникам. Тем, кому в конечном итоге общественные структуры доверят заниматься воспитательной работой среди населения, направленной на формирование духовно-нравственных и мировоззренческих ценностей. Кому можно поручить столь ответственную и кропотливую работу? Каждый ли общественный активист подходит на роль наставника? Какими качествами и чертами характера должен обладать тот, кому общество планирует доверить воспитание подрастающего поколения?

 

 

Для начала давайте разберем примерные критерии, которые позволят осознать, подходит ли тот или иной общественный активист на роль наставника.

 

Наиболее распространенные критерии отбора наставников, которыми можно руководствоваться и в деятельности общественных структур:

  1. Профессиональная компетентность — наличие специальных знаний и навыков (наличие определенной специализации или статуса), способность поддерживать профессиональную квалификацию.
  2. Опыт участия в общественных проектах, опыт успешной реализации ряда общественных мероприятий.
  3. Личная исполнительская дисциплина – ответственное отношение к порученной работе, способность довести начатое мероприятие до конца.
  4. Личное желание. Общественный активист не только должен понимать суть роли наставника и преимущества этого положения, но и иметь желание заниматься этой деятельностью. В противном случае выбранный наставник может считать наставничество обузой и из-за этого негативно относиться к своей новой обязанности. Исходя из этого, нужно понимать, что решение заниматься наставнической деятельностью, должно быть сугубо добровольным и не навязанным свыше.
  5. Личный авторитет в общественной среде. Общественному активисту, который по каким-либо причинам (профессиональным, личностным) является «аутсайдером» в коллективе, трудно быть успешным наставником. Поэтому лучше выбирать наставников среди лидеров коллектива, главное, чтобы их лидерские стремления не противоречили нормам и правилам организации и не подрывали авторитет руководства структуры. Наставник не должен работать «на себя», на свой авторитет, он должен работать, прежде всего, на авторитет организации, популяризацию общественно полезной деятельности, и продвижение духовно-нравственных ценностей и морально-этических норм.
  6. Склонность к преподаванию. Многим доподлинно известно, что зачастую хороший спортсмен не всегда может стать хорошим тренером, так и любой профессионал в своей области не обязательно будет хорошим преподавателем. Для преподавательской (наставнической) деятельности требуются готовность делиться опытом, способность доходчиво излагать информацию и большое терпение по отношению к обучающимся. Это необходимо учитывать, чтобы наставничество не потеряло своей эффективности из-за неумения наставника грамотно донести до аудитории нужную информацию и качественно передать свой практический опыт.
  7. Хорошие коммуникативные способности проявляются в активном общении и владении инициативой, эмоциональном отклике на состояние партнеров общения, доступном изложении своих мыслей.
  8. Организованность — способность выделять важные моменты без лишней детализации, расставлять приоритеты, разумно распределять рабочее время и работать с большой нагрузкой.
  9. Эмоциональная уравновешенность — способность поддерживать оптимальное эмоциональное состояние, быстро адаптироваться к изменениям и принимать обдуманные решения в ситуации информационной перегрузки.
  10. Позитивный эмоциональный настрой - эмоционально «выгоревшие» профессионалы не могут быть наставниками, т.к. прежде им необходима помощь в преодолении их собственного состояния. Человек, который не «горит», не «живет» тем, что транслирует обучающимся, вряд ли сможет мотивировать их на совершение сколь-нибудь значимых поступков.
  11. Личное соответствие – наставник в первую очередь должен сам соответствовать тем критериям и требованиям, которые он предъявляет как к социуму, так и к тем, кого наставляет. Наставник должен мотивировать не только информацией и правильными посылами, но и безупречным личным примером.

 

Данных критериев может быть как гораздо больше, так и существенно меньше. Но самое главное, что должно понять руководство общественных структур, решившее внедрять на собственной базе институт наставничества, это то, что далеко не каждый общественный активист может стать наставником, проводником идеологии и определенной модели мировоззрения.

 

В большинстве случаев общественные структуры не имеют возможности приглашать в качестве наставников опытных тренеров и именитых общественников со стороны, и поэтому им приходится полагаться исключительно на свои силы. В любой общественной структуре, преимущественно в руководстве, имеются люди, которые соответствуют практически всем критериям, предъявляемым к потенциальным наставникам. Но по ряду причин – личная занятость, нагрузка, связанная с руководящими функциями, вовлеченность в реализацию ряда общественных и социальных проектов, они не готовы взять на себя роль наставника на постоянной основе. Именно этим людям и придется сделать первый шаг в развитии института наставничества и обучить тех, кто в дальнейшем будет заниматься подобным уже на постоянной, системной основе.

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

 

Источник

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.