Личность или идеология?

Создание некоммерческой организации – довольно непростой и кропотливый путь, который приходится пройти тем общественным активистам, которые решили легализоваться и наделить свою структуру статусом юридического лица. Подготовив необходимый пакет документов, и пройдя процедуру регистрации в территориальном управлении министерства юстиции, общественники получают на руки регистрационные документы, которые позволяют им заниматься полноценной общественной деятельностью со всеми вытекающими преимуществами и последствиями.
 
Как сделать общественную структуру весомой, востребованной и эффективной? С чего начать свой нелегкий путь, который в конечном итоге подразумевает не только решение социально значимых проблем общества, но и рост социального капитала структуры, занимающейся общественно полезной деятельностью?
 
Большая часть некоммерческих организаций создаются группой единомышленников, которые имею схожее мировоззрение, и сходятся во мнениях по поводу того, решение каких проблем современного социума является первостепенной задачей. Именно данный факт и способствует тому, что организация начинает свою деятельность в определенном направлении даже несмотря на то, что ее состав крайне немногочислен. Но как обеспечить приток в организацию новых активистов, которые вдохнут в структуру новую жизнь и сделают ее деятельность более эффективной?
 
Вопрос о том, каким образом лучше продвигать организацию и популяризировать ее деятельность, довольно непростой. Кто-то считает, что рост в организации наблюдается лишь тогда, когда во главе ее руководства стоит сильный и одиозный лидер. Другие утверждают, что роль лидера довольно относительна и даже условна, так как он представляет собой не более чем административную составляющую, а главный критерий успеха – наличие четко сформулированной идеологии. Кто же прав?
 
Несомненно, на первом этапе деятельности организации основным критерием успеха является присутствие в структуре яркой личности, одиозного и местами даже амбициозного лидера, который выступает своеобразным «паровозом», который упорно идет вперед и тянет за собой всю некоммерческую организацию. Какую бы вы не сформулировали идею, как бы четко не обрисовали цели и задачи НКО, отсутствие в руководстве знаковых личностей приведет к тому, что интерес к организации со стороны населения будет крайне несущественным. Нужно отдавать себе отчет в том, что на первом этапе деятельности количество реализованных мероприятий и решенных проблем крайне незначительно, и потенциальные соратники просто не могут сформировать объективную картину, отражающую перспективы дальнейшей совместной деятельности. И никакая идеология не убедит их в том, что ваша некоммерческая организация это именно та система, с которой стоит взаимодействовать и к которой стоит примкнуть. Некоммерческих организаций довольно много, и многие из них весьма качественно и красиво описывают свою деятельность, но реально работоспособных из них крайне мало. На данной стадии организация может рассчитывать как на прилив соратников, так и на рост популярности среди населения, только благодаря харизме и работоспособности своего лидера, который номинально будет выступать лицом организации и от успешности которого зависит успешность и узнаваемость всей некоммерческой организации.
 
Может ли некоммерческая структура бесконечно долго испытывать рост авторитета и популярности благодаря лишь наличию во главе руководства сильного и одиозного лидера? Как показывает практика, это практически невозможно. В определенный момент лидер, как любой человек, исчерпывает свой ресурс, и организация впадает в состояние, которое можно назвать «застой». С одной стороны все вроде бы и стабильно, но с другой стороны напрочь отсутствует качественный рост. Именно в этот момент должна произойти определенная смена приоритетов, в ходе которой роль лидера должна быть слегка размыта, уступив лидирующие позиции роли идеологии. Именно четко сформулированная идеология, поддержанная реальными результатами на поприще общественно полезной деятельности, обеспечит НКО стабильный приток новых активистов. На данной стадии развития структуры к организации примкнут те, кто привык идти не за лидером, с его положительными и отрицательными качествами, а именно за идеей, которая чётко сформулирована и которой придерживаются другие члены некоммерческой организации.
 
Таким образом, можно сказать, что качественный рост организации, возможен только при наличии грамотной стратегии, которая подразумевает своевременный перевод центра внимания от единоличного лидера или группы лидеров, именно к идеологии, основной идее, которая способна как объединить людей, так и вдохновить их на решение социально значимых проблем.  И здесь самое главное – не упустить тот момент, когда роль лидера должна стать второстепенной, уступив место идеологии. Зачастую на данном этапе возникает лишь одна проблема – неготовность лидера уйти в тень, частично размыв свою роль в некоммерческой организации. Неспособность принять подобное решение зачастую является причиной того, что эволюция организации завершается гораздо раньше, чем достигнут ее пик.
 
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.