«Свободу» украинскому кинематографу
Современная власть прекрасно сознает его важность, поэтому появилась уже своеобразная примета: смена очередных правителей влечет за собой новый круг «возрождения кино». Каждый возрождает, как может. Нужно отдать должное, иногда получаются единичные очень неплохие результаты, но чаще – сплошная политика, которая тянет украинское кино вниз.
Считается, что украинский кинематограф берет свое начало в далеком 1893 году, когда главный механик одесского Новороссийскго университета Иосиф Тимченко совместно с профессором Московского университета физиком Н. А. Любимовым разработали «улитку» — скачковый механизм, который позволял прерывисто менять кадры в стробоскопе
Этот же механизм использовался в кинетоскопе, спроектированном совместно с М. Ф. Фрейденбергом. Кинетоскоп, использовавший для съёмки дисковую фотопластинку, был впервые продемонстрирован в январе 1894 года на девятом съезде русских естествоиспытателей и врачей. Показанные фильмы — «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» — были сняты на одесском ипподроме.
В начале XX века начинается активное производство фильмов на киностудиях Одессы, Киева и Харькова. Экранизируют довольно много украинских спектаклей и исторических произведений. Однако после революции 1917 года все затихает.
В советское время украинская киноиндустрия стремительно набирает обороты. Реконструированы ялтинская и одесская киностудии, в Киеве
открывается самая крупная – киностудия им. Александра Довженко. Среди советских республик Украина была одной из самых крупных по объемам производства кинофильмов. Тогда уже начинают понимать и изучать пропагандистскую роль кино и активно использовать эти знания на практике.
Распад СССР повлек за собой распад системы культурных учреждений и, в том числе, кинотеатров и киностудий, которые ранее администрировались и контролировались государством. Серьезный недостаток финансирования стал причиной стагнации украинской киноиндустрии на несколько лет.
Вскоре волной хлынула западная культура и захватила сознание людей легко и быстро, так как все жаждали свободы и зрелищ. Казалось, что именно культура Западных стран и США может это дать.
Начинаются эксперименты новых жанров, которые часто выливаются в нечто весьма странное. Одним из самых смелых экспериментов украинские кинокритики называли снятую Юрием Ильенко на киностудии им. Довженко в 2001 году сюрреалистическую ленту «Молитва о Гетмане Мазепе».
Об этом шедевре хочется сказать особо, так как есть явные ниточки, связующие его с событиями наших дней. Несмотря на обилие секса и смерти, этот фильм даже большинство украинцев называют скучным. Правда, они видят здесь хоть что-то хорошее – «непредвзятый взгляд» на историю украинско-русских отношений (где Россия, естественно, агрессор). Петр I, изображенный здесь, откровенный пьяница и идиот, а Мазепа, естественно, молодец. В общем и целом, картина представляет собой смесь какого-то шизофренического бреда и желания как можно больше унизить Россию.
Фильм был представлен на Берлинском кинофестивале. И хотя в то время антироссийские фильмы весьма приветствовались, показ фильма провалился. К концу сеанса в зале практически никого не осталось. Критики назвали его сверхзатянутым, темным и вялым, с торжествующей стихией китча, безвкусицы и явной идеологической запрограммированностью. Только отдельные украинские патриоты назвали его шедевром, который не каждому дано понять, поскольку слишком уж тонкими были созданы образы. В чем тонкость образа тетки, мастурбирующей с отрубленной головой и других, подобным ему – откровенно непонятно. Видимо, нужно дорасти до такого восприятия искусства.
Вот одна из рецензий на этот фильм. По словам Василия Анисимова (Пресс-служба Украинской Православной Церкви Московского Патриархата):
Интересно, что на фильм была выделена огромная сумма денег, около 4 млн долларов. При том, что в предыдущем году на все кино было выделено меньше денег, многие кинематографисты взроптали, совершенно справедливо указывая, что на эти деньги можно снять пяток хороших фильмов. Ропот остался неуслышанным. Кстати, в этом фильме режиссера Юрий Ильенко снимались его жена Людмила Филипповна Ильенко, и сын, Филипп Юрьевич Ильенко. Очевидно, что при таком раскладе слишком много денег на фильм просто не могло быть. Удивляет откровенно плохое качество съемки при такой сумме денег.
Большинство мировых критиков сходятся в том, что украинское кино пока не может похвастаться высоким качеством, однако все чаще появляются интересные задумки и сюжеты. Например, фильмы «Лука» и «Племя» заслуживают самого пристального внимания. Однако, пока украинское кино признают слишком политизированным и ориентированным на «социальную чернуху», от которых все уже устали. Хочется больше просто интересных и качественных фильмов.
Кино и финансы
В 2014 году на кино из госбюджета предполагалось выделить около 140 миллионов. Однако время, Яценюк и война на Юго-Востоке внесли свои коррективы. Если останется хотя бы 50 %, уже хорошо.
Украинский кинопроизводитель, прежде максимально ориентированный на телебизнес России (сериалы, ТВ-муви, т.д.), сегодня пребывает в состоянии анабиоза и по другой причине: уже не тайна, что заказы из РФ, поступавшие прежде в Украину пакетами, пачками и тачками, начали резко сворачиваться. По вполне понятным — политическим — причинам. Многие украинские артисты уже потихоньку смахивают скупые слезы, опасаясь безработицы. Ведь раньше на российских заказах удавалось вполне неплохо заработать и даже обзавестись скромной (и не слишком) загородной недвижимостью.
Понимая и отдавая должное силе влияния кино на общественный разум, политики все же пытаются искать выход из сложившейся ситуации и находить новые способы финансирования. Депутаты Верховной Рады от партии «Свобода» Игорь Мирошниченко и Александр Мирный предлагают обложить интернет-провайдеров новым налогом в 3% от валового дохода. Собранные средства народные избранники хотят пустить на развитие национального кинематографа и поддержку украинских артистов. Соответствующий законопроект №4301а находится на рассмотрении парламента. Кроме того, «свободовцы» предлагают ввести налог в 2% на доходы юрлиц, которые занимаются тиражированием музыкальной продукции и налог в 5% для компаний, который занимаются распространением и прокатом фильмов. Уклонителей планируют лишать лицензий.
Свою инициативу нардепы поясняют тем, что украинский кинематограф практически не финансируется и поэтому находится в плачевном состоянии. «Средств, предусмотренных в госбюджете не хватает для изготовления национальных фильмов в необходимом количестве. Государство должно всячески поддерживать национальное производство и создать экономические стимулы для его развития, в частности путем установления налоговых механизмов», — пишут авторы законопроекта в пояснительной записке к документу. Также они указывают, что собранные налоги пойдут на «привлечение дополнительных внебюджетных источников финансирования национального производства фильмов и музыкальных произведений». Получится ли что-либо из этой инициативы, покажет время, а пока в киносфере затеваются серьезные политические игры.
Кино и политика
Перемены в общей сфере культуры начались еще в феврале 2014 года, когда заявления об увольнении по «команде сверху» написали все заместители министра культуры, а некоторые главы департаментов были или уволены, или отстранены (причем их окончательное увольнение было просто отсрочено ввиду ухода на больничный). Вскоре пришли люди, лояльные новому правительству.
Что же касается кинематографа, то долгое время здесь не могли определиться с назначением главы. Рассматривались три варианта:
- Филипп Ильенко —37-летний сын известного украинского режиссера и оператора (создателя «Молитвы о гетмане Мазепе», о котором говорилось выше.
- Олег Коротенко — представленный на специализированных киносайтах как продюсер фильма Михаила Ильенко "Фучжоу".
- Андрей Дончик — 53-летний кино- и телережиссер, постановщик известных фильмов "Кислородный голод", "Жажда экстрима", "Украденное счастье".
В итоге 6 августа 2014 главой Госкино назначен Филипп Ильенко, член партии «Свобода» и брат нардепа-свободовца. На Майдане Филипп отличился тем, что именно он возглавлял, агитировал и подстрекал к насилию и погромам 1 января во время факельного шествия толпу, которая пыталась поджечь гостиницу в центре города. Кроме того, Филипп сын того самого режиссера Юрия Ильенко, о шедевре которого мы говорили выше. Более того, в этом бредовом кино Филипп снимался и сам. Можно представить его моральные ценности и ориентиры.
Интересно, что еще в марте Арсения Яценюка просили не допустить «Свободу» к сфере управления кино. Тогда национальный союз кинематографистов Украины обратился к премьер-министру Украины с просьбой не допустить назначения на должность председателя Государственного агентства Украины по вопросам кино представителя ВО "Свобода". Соответствующее обращение было принято на Пленуме НСКУ, который состоялся 12 марта.
"Кинематографисты Украины выражают обеспокоенность некоторыми тенденциями в кадровой политике нашего государства. Прежде всего, речь идет о том, что вопреки неоднократно декларируемой и утвержденной воли народа (заявленной участниками Евромайдана) относительно отказа от практики назначения чиновниками партийных функционеров или выдвиженцев партийно-идеологических структур, в составе нынешнего правительства - немало представителей именно партийных, политических группировок. Более того, у нас есть основания говорить о том, что сейчас ВО "Свобода" добивается назначения на должность председателя Государственного агентства Украины по вопросам кино своего выдвиженца, который, к тому же, не имеет серьезного практического управленческого опыта работы в кинематографе", - говорилось в заявлении, обнародованном на официальном сайте НСКУ.
"Также речь идет о намерениях поставить под контроль одной политической силы кино, один из самых действенных инструментов воздействия на массовое сознание. Стоит ли говорить, каким образом это будет воспринято за рубежом, какие имиджевые потери понесет наше государство? А главное - какими будут потери для нашего кино", - подчеркивается в обращении Национального союза кинематографистов Украины к премьер-министру.
Сейчас об имиджевых потерях уже не задумываются. К власти пришли новые люди. Российское кино теперь подлежит обязательной экспертизе на
предмет соответствия законодательству. Уже запрещены фильмы «Поддубный» и «Белая гвардия», как «демонстрирующие пренебрежение к украинскому языку, народу и государственности». Перед показом фильмов в кинотеатрах крутят ролики на тему «как хорошо воевать за Украину». Такие вот «первые ласточки», и глядя на них, не верится, что массовый психоз в Украине когда-нибудь сойдёт «на нет». Пожалуй, свобода украинского кино теперь будет значиться только в названии управляющей партии.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии8