Боязнь неуправляемой войны

 

Главный страх для украинцев – неуправляемая война

Люди, живущие сегодня на Украине, сталкиваются с различными страхами. Если провести социологический опрос и задать вопрос: «Какой в вашей жизни существует главный страх?», то ответы многих будут предсказуемыми: страх болезни, войны, бедности, смерти и так далее. Но сейчас самое главное, чего должно бояться население Украины, – не это.
Такое мнение высказал писатель, экономический и политический эксперт Константин Щемелинин. По его словам,война, которая происходит сегодня на территории Донбасса, является управляемой, то есть существует внешнее воздействие. Однако всегда имеется вероятность того, что конфликт может перерасти в хаотичный и неуправляемый процесс, который приведёт к непредсказуемым последствиям.

«Согласно теории гражданской войны, нынешний конфликт на Украине является войной, управляемой зарубежными странами, но этот факт не означает, что борьба не может разрастись до такой степени, что станет неуправляемой, то есть сражения на Украине станут развиваться согласно логике обычной гражданской войны. Пока война является управляемой, можно надеяться, что она завершится при общем уровне погибших и умерших солдат и мирного населения от боевых действий, голода, террора, болезней, ран, обморожений и прочего порядка 200-300 тысяч человек. Но если война выйдет из-под внешнего управления, тогда она вполне может завершиться при общем уровне потерь солдат и мирного населения от всех причин порядка от 400 тысяч до двух с половиной миллионов человек», — рассказал эксперт.

По словам Щемелинина, управляемая война, которая сейчас идёт в зоне так называемой антитеррористической операции, не столь кровопролитна, как обычная война. Он отметил, что украинцы боятся, что война выйдет за существующие рамки и развёрнётся в их родном городе.
«Как видно, идущая ныне управляемая война является значительно менее кровопролитной и разрушительной для Украины, нежели возможная обычная гражданская война, поэтому главный страх для населения страны – это чтобы идущая управляемая гражданская война не переросла в неуправляемый из-за рубежа конфликт», — закончил эксперт.
Ранее Щемелинин отметил, что на управляемую войну имеют влияния страны Запада, поставляющее военную технику Украине, страны, которые гарантировали «Минск-2» (Германия, Франция, Россия). Та же Белоруссия влияет на войну, организовав площадку для «Минск-1» и «Минск-2».
источник

 


PS. Автор конечно полностью прав, говоря о том, что в условиях перехода войны в слабоуправляемую или неуправляемую стадию, как это произошло в Ливии или как это сейчас происходит в Сирии и Ираке, кол-во жертв неизбежно увеличиваются, так как помимо жертв идущих боевых действий или этнических/религиозных/политических чисток, к общему скорбному списку неизбежно добавляются жертвы молекулярного террора, безграничного криминала и распад социума на отдельным территориях. Неуправляемая гражданская война по сути ведет помимо прочего к распаду государства, а катастрофа любого государства как правило влечет за собой большую кровь.

На текущем этапе войны на Украине, гражданская война носит по факту управляемый двухуровневый характер - есть формально две стороны конфликта + есть 3 основных зарубежных игрока (США, ЕС и РФ) оказывающих то или иное воздействие на ход гражданской войны и несколько второстепенных игроков с ограниченной субъектностью (Польша, Румыния и т.п.) пытающихся использовать идущую гражданскую войну в своих локальных интересах. В целом, с учетом отсутствия реальной международной субъектности у Украины (Порошенко столь же "свободен" в своих решениях, как и а Захарченко с Плотницким) ход и исход гражданской войны на Украине будут определять операторы процессов, а не разделенный на враждующие лагеря народ бывшей Украины.

Страх хаотизации и переноса боевых действий с Донбасса на другие регионы Украины (что довольно вероятно) с одной стороны понятен (хатаскрайниество неистребимо), но с другой стороны, потоки гробов с Донбасса и падение социальной сферы как бы уже затронуло тех, кто расчитывал спокойно пересидеть гражданскую войну, хотя ее последствия затронут подавляющее большинство граждан бывшей Украины. Кому то гроб с сыном придет, кому то потяжелевшие платежки за коммуналку.

Автор конечно несколько пессимистичен даже в своем "оптимистичном прогнозе". 200-300 тыс. погибших конечно не исключенный вариант, но не обязательный. За год войны на Украине погибло порядка 55-57 тыс. человек (военные с обеих сторон + гражданские + граждане иностранных государств). 200-300 тыс. это уровень распада государства с попутными этническими чистками и эпидемиями, так как только за счет убийства солдат на фронте, такая цифра попросту не наберется - нет столько солдат и даже за 2-3 года столько солдат не убить. Это как раз уровень массового убийства гражданского населения, что на данном этапе представляется маловероятным (имеется ввиду именно убийства десятков тысяч гражданских, а не текущий уровень, когда жертвы считают десятками и иногда сотнями).

Тем не менее, страх таких апокалиптических сценариев вполне понятен и вполне можно допустить, что некий процент граждан всерьез считает, что лучше уж такая война, нежели системный БП. Но проблема в том, что от самих граждан, которых в том числе гонят на убой в рамках очередной мобилизации (в Новороссии есть серьезное отличие, там война дело сугубо добровольное), мало что зависит. Потеря управляемости процессом может произойти на уровне операторов и хаотизация гражданской войны вполне возможна даже в том случае, если ее участники хотят сохранить возможности "рулить процессом". История с Талибаном и ИГИЛ показывает, как управляемые войны легко могут скатится в состояние полного хаоса, где передвигаемые "гроссмейстерами" фигуры начинают просто сбрасывать с доски. И вот тогда для населения начинается настоящий ужас, который в мирное время никто и близко не мог представить. Да и и военное время на первых порах думалось, что обойдется. Сирия в этом плане особенно красноречива. Кто еще лет 5 назад мог подумать, что там образуется такая кровавая каша? И современное мировое сообщество, даже видя кошмар происходящего, все это проглотит как проглотило уже немало человеческих трагедий.
И никого уже не будет волновать, что все это формально началось с протестов против ничего не значившей бумажки, которую не подписал Янукович.

В этом плане, управляемость войны на Украине с одной стороны обеспечивает некие рамки, ограничивающие жертвы и разрушения (а они могут быть намного больше, например в сценариях с прямым военным присутствием и участием РФ и НАТО), но с другой стороны - стороны гражданской войны помимо своих противоречий, становятся заложниками противоречий основных операторов и их субъектность остается весьма ограниченной, что и приводит к консервации  и затягиванию гражданской войны (так что при средней интенсивности гражданской войны, жертв в конечном итоге может оказаться больше, чем если бы она разрешилась более жестко, но быстрее), когда стороны не обладают должной политической субъектностью и возможностями, чтобы самостоятельно договорится без участия внешних сил и следовательно ключи от окончания гражданской войны находятся не в Киеве или Донецке (это скорее объекты), а Москве, Вашингтоне и Брюсселе.

 

 

А страна, в которой на момент начала войны проживало около 45 млн. человек, в рамках второго уровня конфликта, будет расплачиваться за отсутствие политической субъектности территориями и жизнями людей, что впрочем в истории далеко не редкость, когда малые или слабые государства становились жертвами более глобальных противоречий Великих Держав, что можно было наблюдать как в доимпериалистическую эпоху или в эпоху "развитого империализма" или же современном издании "неоимпериализма", который прикрывают различными благозвучными эвфемизмами.

Впрочем, хотелось бы надеяться, что в случае с Украиной число жертв гражданской войны не достигнет тех мрачных цифр, о которых пишет Щемелинин.

источник CASSAD

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.