Интервью Алексея Чалого, посвященное ожиданиям, фактам и итогам прошедшего года (видео)
«Год в России». О главных достижениях и потерях города-героя рассказывает председатель Законодательного собрания Севастополя Алексей Чалый. Как обществу контролировать власть, чтобы она была эффективной? Можно ли одновременно "латать дыры" и воплощать долгосрочные планы? И наконец, самый главный вопрос: что нужно делать для планомерного развития города и как может помочь каждый из нас?
- Алексей Михайлович, мы, в преддверии подведения итогов прожитого года в новых реалиях, на «Форпосте» запустили опрос, чтобы выяснить у наших читателей, какие проблемы Севастополя они считают наиболее острыми на сегодняшний момент. В опросе приняли участие около 5,5 тыс. человек, очень активно шло обсуждение. Называют среди проблем и безработицу, и высокие цены, и низкие зарплаты и многое другое. Лидером среди ответов, где-то треть голосов, был пункт «некомпетентность органов власти». Как оцениваете положение дел вы?
- Изменение положения дел всё-таки существует, да? Если говорить о восприятии людей, то я думаю, что большинство или значительная часть людей испытывают разочарование по сравнению со своими ожиданиями. Если говорить про фактуру (потому что ожидания и фактура это совсем не одно и то же, ощущения и факты - это не одно и то же), то мне было бы проще пройтись по основным пунктам предвыборной программы, потому что они, в общем-то, весь спектр фактического состояния дел в городе охватывают. Поэтому, если позволите, я для напоминания пробегусь по ним и кратко оценку дам.
Значит, пункт первый – экономика. Вы, наверное, слышали оценки по итогам года – мы имеем падение и сейчас уровень стагнирующий, скорее всего. Я бы не сказал, что есть какие-то значимые успехи в привлечении новых бизнесов или развитии существующих. Пожалуй, можно упомянуть такие небольшие достижения, как открытие Центра гемодиализа и создание нового предприятия по микроэлектронике, которое еще, по большому счету, работать не начало. Ну, также Заксобранием ведется работа по разработке блока законов о неэффективном собственнике, но, опять же, работа не завершена.
По эффективному востребованному образованию – второй пункт повестки дня. Серьезная реформа проведена в отчетном году: из наших 30 ВУЗов получилось гораздо меньше. Считаю, что это был положительный шаг, потому что на этом этапе отскочило очень много ВУЗов, которые, по сути дела, занимались торговлей дипломами. Создан государственный университет, который находится в стадии формирования. Сейчас идут активные работы по тому, чтобы сформировать направление развития, приоритетные специальности. Подготовлены программы развития университета, направлены в Министерство, даже уже сейчас ожидаются деньги на первое оборудование, которое должно в дизайн-центр поступить университета. То есть здесь какие-то подвижки есть, но не стоит думать, что это процесс быстрый. И образование высшее за 8-9 месяцев не делается. Но движение здесь, с моей точки зрения, в правильном идет направлении.
Следующий пункт – это «федеральный Центр военно-патриотического историко-культурного воспитания». Тоже в нашей программе было, если вы помните. Здесь дела обстоят, с моей точки зрения, относительно неплохо. Есть поручения Президента, целых три, касающиеся этого вопроса, с положительными резолюциями. Сейчас дело за тем, чтобы это реализовать. Важно это реализовать с позиций обществ, с позиций интересов города, а не с позиций отдельных музеев или других интересов. Есть понимание в этом плане в администрации Президента, в Государственной Думе, в правительстве.
Вот сейчас будем создавать рабочую группу, которая будет этот вопрос отрабатывать. Тоже надеюсь, что он будет решен. Поэтому здесь подвижки есть, но надо дождаться, чтобы мы здесь это увидели. Но, к сожалению, без этих этапов такого рода вещи не делаются.
Следующий вопрос – «город, комфортный для проживания». Сложные пошли вопросы… Деньги, как вы знаете, в город поступали, в 2014 году поступали в достаточно большом количестве, деятельность все наблюдали бурную, связанную, например, с перекладкой дорог. Результаты этой деятельности оказались гораздо менее успешными, чем можно было бы ожидать при поступлении этих средств. Вы знаете, в результате этой истории часть членов правительства, собственно, это правительство покинули. Должен сказать, что в этом плане произошли, я надеюсь, позитивные изменения уже кадрового состава правительства. И надо ждать в ближайшие месяцы, наверное, улучшение работы в этом направлении.
Интересным является то, что находится в стадии, достаточно продвинутой, разработка ТЗ (технического задания – прим.ред.) на Генплан города – это очень важная стратегическая вещь. Интересно, что у нас в разработке сразу три ТЗ. То есть у горожан, когда будут проводиться общественные слушания профессионалов, которые работают в городе,будет возможность выбрать из трех вариантов или какой-то «микс» выбрать. С моей точки зрения, это очень позитивный результат. В середине апреля ожидается принятие решения по этому вопросу, после чего уже будет заказываться Генплан.
На самом деле, ТЗ – это ключевой документ, потому что уже определяются зоны территориального планирования, то есть, по сути дела, основные вещи там заложены. Генплан – это очень тяжелый, сложный, трудоемкий документ, очень дорогой, кстати говоря, и слава Богу, что Москва согласилась его оплачивать, но нам важно, чтобы этот Генплан делался в том духе, каким мы хотим видеть Севастополь через 15-20 лет.
Еще сделаны эскизные проекты на целый ряд значимых объектов городских, таких как «Ивушка», Матросский бульвар, Малахов курган, Исторический бульвар и целый ряд других. Эскизная часть сделана, по части из них уже проходили общественные слушания. Будут и новые слушания, и новые объекты, и я очень рассчитываю в этом плане на появление в ближайшем будущем Общественной палаты (совершенно недавно мы приняли закон по Общественной палате), потому что, с моей точки зрения, именно Общественная палата должна выступать инициатором общественных слушаний, а не Законодательное собрание или Правительство.
Последний путь – самый интересный: «Эффективная власть под общественным контролем». Сразу хочу оговориться, что я, в принципе, во всех дальнейшим вопросам не буду говорить о власти с позиции разделения властей, т.е. говорить «позиция Законодательного собрания», "у них плохо, а у нас – хорошо". Поскольку я причастен в какой-то мере ко всему… был, по-крайней мере. Буду говорить в целом о ВЛАСТИ. Я не могу назвать сегодняшнюю власть эффективной.
Есть признаки абсолютно эффективной власти – это некая команда, которая отрабатывает какие-то согласованные установки. К сожалению, мы пока до этого состояния не дошли. Но, говоря это, я должен сказать, что это – взгляд в течение этого года, и я хотел бы напомнить, что у нас за это время успело измениться Законодательное собрание, у нас – другой состав практически. И почти два раза изменилось правительство, то есть сначала было то, что сидело в Координационном совете, потом было одно правительство переходного периода, потом произошли существенные изменения. А муниципальных образований у нас нет до сих пор работающих. Поэтому у нас власть, по большому счету, как это ни смешно звучит, не сформировалась – это если в целом говорить о власти. Определять сегодня ее эффективность, с моей точки зрения, нельзя.
- Вы перечислили ряд позитивных изменений, упомянули кое-что о недостатках. Журналисты обычно стараются вытаскивать из людей, с которыми они общаются, какие-то «самые-самые» вещи, то есть самые пиковые – положительные и отрицательные. Что бы вы назвали самой главной потерей за минувший год для Севастополя и самым главным достижением?
- Пожалуй, самой главной потерей я бы назвал то, что мы не сумели на этом промежутке времени создать ту самую эффективную власть (опять же, говорю в целом о власти). Потому что первые несколько месяцев, с моей точки зрения, были достаточно эффективные, потому что заложить Концепцию развития города (и я до сих пор считаю, что она имеет базовое правильное направление) – это достаточно хорошо. После этого наступил некоторый разрыв по разным причинам, и в итоге мы потеряли темп, а возвращаться к нему, -зачастую это приводит к дополнительным издержкам. Поэтому вот это бы назвал самой главной проблемой – мы до сих пор не сумели организовать действительно эффективную власть, которая работает вокруг целеполагания.
А самым большим успехом... Я не знаю… Если, собственно, не считать «Крымскую весну», то, наверное, можно говорить о том, что наиболее острая фраза переходного периода преодолена. Мы уже немножко подзабыли, что были разные валюты, было время – не работали банкоматы, отключали электроэнергию. Система не развалилась. И, кроме того, формально можно говорить, что мы вошли в законодательное поле РФ. Я понимаю, что, может быть, для обывателя это не так важно, но с точки зрения функционирования общества это не так мало. Я не считаю это каким-то сверхдостижением, но с учетом того перелома, который случился, это тоже не так плохо. Чаяния людей упираются на каждом этапе в «разное». Год назад чаяния людей были совершенно другие.
- Сейчас задумались о материальном?
- Да, все-таки жизнь стала лучше, в этом смысле. Раз люди стали думать о материальном.
Полная видеоверсия интервью
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1