МиГ-31БМ: стрельба на 300 километров

Модернизированный МиГ-31БМ (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

 

В минувшую пятницу пилоты Центрального военного округа в ходе совместных учений сил авиации и ПВО установили рекорд беспосадочного полета на истребителях-перехватчиках МиГ-31БМ. Самолеты с тремя дозаправками в воздухе преодолели 8 тысяч километров за 7 часов, перелетев из Красноярского края в Астраханскую область.

Охота на «Черного дрозда»

О двухместном перехватчике МиГ-31 вполне справедливо говорят, что это самолет, опередивший свое время. Этот первый советский самолет четвертого поколения, совершивший первый полет в 1975 году, в настоящий момент является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире. Он начал поступать в части ВВС в 1980 году. И до 2000 года был единственным в мире самолетом с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но F-14 уже находится «на заслуженном отдыхе».

В прошлом веке советский перехватчик был способен творить в небе чудеса, становясь надежным заслоном на пути любого нарушителя воздушных границ. После переоснащения авионики в модификации МиГ-31БМ, самолет способен уничтожать как аэродинамические цели, имеющие скорость 5 М, так и спутники на низких орбитах.

МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был малоэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111, который был способен на сверхзвуковой скорости огибать у земли рельеф местности. Эта новинка компании General Dynamics была крайне опасна, поскольку оснащалась ракетами с ядерной боеголовкой.

Не столь опасным, но не менее неприятным стал разработанный по заказу ЦРУ разведчик SR-71 «Черный дрозд», развивавший феноменальную скорость в 3,2 М. И высотность у него была рекордная: практический потолок 26000 м, динамический — 29000 м. Ту-128 справиться с «дроздом», имея вдвое меньшую скорость и потолок на 10000 м ниже, был не в состоянии.

В конкурсе на создание перспективного перехватчика приняли участие ОКБ Микояна, Туполева и Яковлева. Проект Микояна был принят в 1968 году. Он предполагал существенное усиление, по сравнению с Ту-128, всех главных функций самолета: скоростных качеств, высотных, оружейных, электронных. Наряду с ОКБ Микояна в проекте в качестве соисполнителей приняли участие несколько ОКБ и НИИ. И по каждой функции был достигнут значительный прорыв.

Первый полет машины состоялся в 1975 году. Но еще три года доводили до ума важнейший элемент оборудования — РЛС с ФАР. Для испытания перехватчика с полной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске. Необходимо было, чтобы на встречных курсах цель и истребитель были разнесены более чем на 200 километров. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные в этом проекте ракеты Р-33 — 160 км. Истребитель обнаруживается на расстоянии 170 км.

Использование принципиально новой РЛС позволило увеличить до 24 количество обнаруживаемых целей и до 4 — сопровождаемых. Дальность сопровождения и ракетного обстрела у перехватчика новейшей модификации существенно возросли.

В перехватчике также было использовано теплопеленгационное устройство 8ТК, позволяющее обнаруживать цель по излучению работающего двигателя на расстоянии 56 км. Теплопеленгатор позволял осуществлять поиск в пассивном режиме, с выключенной РЛС, он также был подключен к системе управления вооружением.

Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.

Всего было выпущено более пятисот перехватчиков. Группа из четырех самолетов была способна полностью контролировать воздушное пространство протяженностью в 900 километров по фронту. Так что граница была на замке. Правда, это не помешало Русту на «туристическом» самолете приземлиться на Красной площади. Но там были не технические, а политические причины.

Упущенные шансы ВПК США

У США были две возможности превзойти Советский Союз в области перехватчиков. Но они не были использованы. В середине 60-х годов на базе «Черного дрозда» компания «Локхид» построила два прототипа перехватчика F-12A. Самолет обладал максимальной скоростью 3220 км/ч и практическим потолком в 24500 м. И дальность без дозаправок была прекрасной — 4200 км. Вот только РЛС была слабовата. Но разрабатывавшаяся специально для этого самолета ракета должна была лететь на 210 км. Однако в связи с громадными расходами на Вьетнамскую войну проект был закрыт. И даже работы по созданию ракеты прекратили.

Чуть позже «Дженерал Динамик» начал создавать на базе истребителя с изменяемой геометрией крыла F-111 перехватчик F-111B. Было построено уже 5 прототипов. Но конструкторы не смогли втиснуть самолет в жесткие массогабаритные рамки. А они были жесткими, поскольку эта машина должна была эксплуатироваться на авианосцах для отражения воздушных атак.

В 1974 году компания «Грумман» начала оснащать ВВС США перехватчиками F-14 Tomcat палубного базирования. В связи с чем задачи перед F-14 и МиГ-31 были поставлены не идентичные. «Американец» должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и возможность вступать в воздушный бой с неприятелем. Советский самолет контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.

Поэтому «американец» с большим успехом способен выполнять неустановившиеся развороты — элемент воздушного боя, когда разворот на противника выполняется с потерей скорости и с большими ускорениями. При установившемся же развороте, одном из главных маневров перехватчика, у МиГ-31 показатели выше, чем у F-14.

Летные характеристики МиГ-31 оказались существенно выше. Скорость 3000 км/ч против 2485 км/ч, практический потолок 20000 м против 16000 м.

Исходя из этого у F-14 гораздо ниже предельный рубеж перехвата — удаление цели, когда перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить цель. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.

Щелевая антенна с механическим сканированием РЛС F-14 мощнее, поэтому дальность обнаружения у нее на 10% выше. Однако это преимущество не только компенсируется, но и превосходится за счет более точной и быстродействующей РЛС «Заслон» с ФАР у МиГ-31. Точность определения координат в несколько раз выше. То же самое относится к зоне одновременного пуска ракет по нескольким целям. F-14 может одновременно наводить 4 ракеты, МиГ-31 — 18. Величины несоизмеримые.

А вот ракета на «американце» — AIM-54 «Феникс» — была более дальнобойная — 185 км. Но невозможность подсветки американской РЛС сразу нескольких целей привела к тому, что ракета получилась очень сложной и дорогой. Полмиллиона долларов в ценах 70-х годов. Это при том, что весь перехватчик стоил 20 млн. При этом «Феникс» обладает и лучшими перегрузочными характеристиками, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.

В 2006 году F-14 был снят с вооружения. И заменен на авианосцах многоцелевым истребителем F/A-18E/F Super Hornet. Он имеет более ограниченные возможности воздушного перехвата, чем F-14. При примерно одинаковых летных характеристиках его ракеты имеют дальность 40 км.

А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится модернизация перехватчика до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. И добавляется супердальнобойная ракета Р-37, улетающая на 300 км.

Важнейшее обновление — РЛС «Заслон-М». Станция обнаруживает бомбардировщики, расположенные на расстоянии 400 км, истребители — 320 км. При этом осуществляется сопровождение 24 целей, одновременно атакуются 8.

Также на самолет устанавливается современная станция радиоэлектронной борьбы, работающая в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Есть возможность автоматической наводки на цель с наземного или воздушного КП.

Для модификации МиГ-31БМ несколько расширили круг решаемых задач. Теперь самолет способен работать и по наземным целям, в боекомплект введены противорадиолокационные ракеты, ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы.

Таким образом, МиГ-31БМ упрочил свое положение лучшего в мире перехватчика.

Владимир Тучков

 

Военная авиация, Перехватчики, МИГ-31

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии4

вроникс
вроникс 11 апреля 2016 11:18

Семейство МиГов вообще очень надежные и живучие машины. К тому же в них изначально заложен большой потенциал для дальнейшей модернизации. Что данная модель и подтверждает.

    
AidarM
AidarM 11 апреля 2016 11:44

Надо же, сколько вранья сразу.

    
SergeyK
SergeyK 11 апреля 2016 13:26

А почему F-14 штатники сняли? Вот такое ощущение, что авторы этой и многих подобных статей упускают из виду собственно говоря войну. Перехват Руста или какого-нето разведчика у наших границ в мирное время, и боевые действия в военное - разные задачи совсем. Если в первом случае, возможно, более важны характеристики одиночного самолета (перехватчика в данном случае), то во втором, кроме характеристик - а сколько таких машин можно наклепать за определенное время и за определенные деньги; на имеющейся производственной базе или опять сколько денег и времени базу енту модернизировать; сколько самолетов одновременно можно ввести в бой и на каком участке и как ими в бою том управлять - и т.д., и т.п. Например, известно что МП-3 (ошибочно зачастую называемый "Шмайсер" - хоть это другая система) был по ТТД лучше чем ППШ - стрелял дальше, точнее, быстрее; а сам был легче и удобнее. Только вот стоил существенно дороже и был куда менее технологичен в производстве. В связи с чем ППШ наделали за войну наши раз в 10 больше чем немцы своих машинен-пистолетов, что, безусловно, очень даже сыграло роль...

    
AidarM
AidarM 11 апреля 2016 17:37

Цитата: SergeyK
А почему F-14 штатники сняли?


Морально устарел, дорогие ракеты с сомнительной эффективностью, угроза налета на АУГ парой авиаполков Ту-22М с ракетами X-22 сдулась, вроде бы двигатели не довели до желаемой надежности. Это палубный перехватчик, он защищает авианосное соединение, а не территорию страны, как МиГ-31.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.