Москва больше не даст Лукашенко дешевого бензина

Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что не видит экономической целесообразности в беспошлинных поставках нефтепродуктов в Белоруссию. По словам министра, сейчас обсуждаются «нулевые цифры» по поставкам в соседнюю республику на 2019 год. Хотя некоторые виды нефтепродуктов продолжат поставляться в Белоруссию в 2018 году рамках единого экономического пространства.

«У нас предусмотрены индикативными балансами нулевые цифры по поставкам нефтепродуктов из РФ в Белоруссию, потому что Белоруссия обеспечивает себя полностью за счет переработки российской нефти собственными нефтепродуктами. В этой связи экономической целесообразности в поставках российских нефтепродуктов в Белоруссию нет, потому что они могут просто экспортироваться», — сказал Новак.

Новости о том, что Россия намерена ограничить с четвертого квартала 2018 года беспошлинные поставки нефтепродуктов и сжиженного газа в Белоруссию, СМИ сообщили еще на прошлой неделе. Эти слухи появились вскоре после того, как в конце августа президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск получает не все пошлины от реэкспорта российской нефти, о которых договаривался с Москвой по вине неких «либералов в Минфине». На это глава Минэнерго ответил, что Москва обеспечит поставки нефти Белоруссии до конца года в соответствии с ранее достигнутым соглашением.

Теперь прекращение беспошлинных поставок нефтепродуктов Белоруссии обсуждается вполне официально. Как рассказал зампред «Белнефтехима» Андрей Рыбаков, Москва мотивировала это предложение «потерями российского бюджета в условиях увеличивающегося объема их вывоза».

Конфликты вокруг нефти и газа регулярно омрачают отношения союзных республик. Последние масштабные разногласия даже привели к тому, что Россия ощутимо снижала объемы поставок нефти Белоруссии, так как та отказывалась признавать долги за газ. Минск оправдывал задолженность тем, что цены слишком высокие и платить он будет по рассчитанной самостоятельно цене, которую счел справедливой.

В итоге конфликт был улажен в ручном режиме после встречи двух президентов в апреле. Российская сторона обязалась ежегодно поставлять по 24 млн. тонн нефти до 2024 года. Также с союзной республики сняли обязательство поставлять в Россию миллион тонн нефтепродуктов в год.

Для Белоруссии это были внушительные и весьма важные уступки, если учесть, что переработка российской нефти (а 99% сырья страна получает именно из РФ) составляет значительную часть ее ВВП и экспорта. В прошлом году только на экспорте этой продукции страна заработала почти 5 миллиардов долларов. 46% нефтепродуктов Белоруссия в 2017 году поставляла в Великобританию, 30% - в Украину, 8% - в Нидерланды, и лишь 2% в Россию. При этом еще четверть всей нефти уходит на внутреннее потребление.

Между тем, для России такое сотрудничество совсем не выгодно, поэтому многие аналитики называют его субсидированием белорусской экономики. Ведь «черное золото» республика получает также без пошлин. В итоге упущенная выгода от продажи сырья по более низкой цене ежегодно обходится России как минимум в 1−1,5 млрд долл. В 2017 году бюджет России и вовсе потерял 140 млрд. рублей из-за беспошлинных поставок нефти в Беларусь, о чем сообщил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Поэтому нежелание Москвы поставлять партнерам без пошлин не только нефть, но и нефтепродукты, вполне понятно. Однако далеко не факт, что с таким же пониманием отнесутся к этому и в Минске. Эксперт по проблемам российско-белорусских отношений, сотрудник ВШУ Дмитрий Болкунец считает, что Александр Лукашенко практически наверняка переведет вопрос в политическую плоскость.

— Позиция российского Минэнерго абсолютно здравая. В Белоруссии существуют два нефтеперерабатывающих завода, которые и так получают нефть от России без пошлин. Они перерабатывают сырье и получают нефтепродукты, которые используют как для внутренних потребностей республики, так и направляют на экспорт в страны Европейского союза и на Украину. Белоруссия полностью покрывает свои потребности собственным производством. Поэтому дополнительные поставки еще и беспошлинных нефтепродуктов, фактически, субсидирование белорусской экономики, на мой взгляд, являются нецелесообразными, особенно в условиях экономии российского бюджета. К этому, как мне кажется, в Минэнерго должны были прийти еще несколько лет тому назад, хорошо, что это было сделано сейчас, а не позже.

«СП»: — Насколько важны для Белоруссии беспошлинные поставки нефтепродуктов?

— Часть нефтепродуктов, которые поставлялись из России, направлялись Минском на реэкспорт. Получившаяся дельта поступала в белорусский бюджет. Но сейчас Россия, очевидно, пересматривает свою модель отношений с Республикой Беларусь в плане финансового взаимодействия и субсидирования. В ближайшие несколько лет мы будем наблюдать сюжеты, связанные с налоговым маневром в нефтегазовой отрасли России. Это неизбежно скажется на Белоруссии. Уже сейчас Минск жестко требует от России компенсации убытков в связи с маневром, а это по разным оценкам выпадающие доходы в размере от 3 до 5 процентов белорусского бюджета.

Но мне кажется, что в таких условиях российские власти и Минфин должны прийти к модели кредитования Белоруссии под конкретные проекты. Безвозмездное субсидирование экономики республики доказало свою недееспособность. Минск не провел и не проводит никаких реформ в стране. Постоянные требования в адрес Москвы о новых кредитах и дешевых нефти и газе просто оттягивают вопрос реформирования белорусской экономики.

Как следствие, экономические запросы только увеличиваются. А это приводит к политическим конфликтам, которые мы регулярно наблюдает. Стоит Москве что-то сделать с ценами на нефть или газ, Лукашенко тут же переводит вопрос в политическую плоскость, и это вредит двусторонним отношениям. Мне кажется, нужно переходить к прагматизму и менять модель этих взаимоотношений.

«СП»: — Президент Белоруссии только недавно критиковал российскую сторону за то, что его стране не доплачивают все пошлины от реэкспорта. Не приведет ли решение Минэнерго к новому кризису между странами?

— Сегодня вся модель белорусской экономики держится на российских энергетических субсидиях. Это простая схема, когда страна получает дешевую нефть, перерабатывает, экспортирует, а разницу направляет в бюджет. Естественно, для Лукашенко очень болезненно, когда эта схема меняется. Любые трансформации приводят к жестким политическим заявлениям с его стороны.

Именно поэтому мне кажется, что в ближайшие годы мы будем наблюдать перестройку этих энергетических отношений. Во-первых, мы видим, что в российской экономике не самая простая ситуация. Такие меры правительства, как повышение пенсионного возраста и НДС, направлены на оптимизацию бюджета. Очевидно, что в таких условиях субсидировать Белоруссию на миллиарды долларов российский бюджет не очень готов.

Во-вторых, со стороны Александра Лукашенко никаких встречных шагов мы практически не видим. Поэтому такая модель отношений вызывает критику не только среди «либералов», о которых говорит президент Белоруссии, но и среди лиц, принимающих решения в России.

Думаю, переход к более прагматичным отношениям неизбежен. Назначение в Минск нового посла Бабича со статусом спецпредставителя президента — это сигнал, что грядут знаковые перемены в двусторонних отношениях, которые пойдут во благо всем.

Анна Седова

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.