Не ждать милости от США по признанию Крыма, а забирать Донбасс

Комитет по иностранным делам палаты представителей Конгресса США единогласно одобрил законопроект, запрещающий американскому правительству признавать Крым российским. Об этом в пятницу, 8 марта сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт пресс-службы комитета.

Согласно тексту законопроекта, Вашингтон не признает «де-юре или де-факто» российский суверенитет над Крымом, а также над воздушным пространством или территориальными водами полуострова. Документ также запрещает всем государственным органам предпринимать какие-либо действия, предполагающие признание российского статуса Крыма.

При этом в тексте содержится право на исключение для президента, если тот решит, что это «в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов».

Как отмечает РИА Новости, если документ будет одобрен Палатой представителей и сенатом, то отправится на подпись президенту, который вправе отклонить инициативу или вернуть ее в Конгресс со своими замечаниями, но парламентарии могут преодолеть вето главы государства, приняв законопроект двумя третями голосов от каждой палаты.

В Крыму появление документа вызвало предсказуемую реакцию. Так представитель республики при президенте России Георгий Мурадов заявил, что Крым не нуждается в одобрении со стороны иностранных стран, в том числе американской стороны. Признавать полуостров российским или нет — дело каждого.

«Крыму никакого признания не требуется. Крым является неотъемлемой частью России и не является независимым государством», — подчеркнул Мурадов. По его словам, Крым является востребованным регионом у иностранных политиков и с полуостровом «хотят общаться», что видно на практике и по возрастающему с каждым годом объему контактов и взаимодействия.

Напомним, нынешний хозяин Белого дома еще в период своей избирательной кампании в 2016-м году допускал возможность признания Крыма российским регионом. Кроме того, он говорил, что попытка отобрать у России Крым может привести к третьей мировой.

Однако в начале февраля тогдашний пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер заявил о том, что президент США Дональд Трамп рассчитывает на «возвращение» Крыма в состав Украины. Неделей ранее о том, что Крым Украине нужно вернуть, говорила представитель США в ООН Никки Хейли.

Отметим также, что американский парламент неоднократно принимал законы, прямо запрещающие Трампу предпринимать какие-либо шаги навстречу Москве, в частности, отменять антироссийские санкции, фактически лишив того возможности вести внешнюю политику, которые президент был вынужден подписывать.

Почему этот документ появляется именно сейчас? Почему не сразу после вступления в должность Трампа, когда многие серьезно имели основания опасаться, что президент ради сближения с Россией захочет снять «крымский вопрос» с повестки дня?

Подпишет ли теперь Трамп этот новый законопроект? И насколько его действие повлияет на российско-американские отношения? Тут стоит вспомнить, что Вашингтон так никогда и не признал вхождения трех прибалтийских республик в состав СССР, однако в реальности на наши отношения это никак не влияло. Однако Крым — это гораздо более сложный момент. Напомним, что Крым с 2014-го года является камнем преткновения между Россией и Западом, собственно вся нынешняя санкционная кампания и фактически новая холодная война начались именно с Крыма, вопрос которого в Москве называют «окончательно закрытым».

— Комитет по иностранным делам палаты представителей Конгресса США одобрил весьма хитрый законопроект, — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепёхин.

— Хитрость заключается в том, что в законопроекте имеется лазейка для признания Крыма частью РФ — это решение может принять президент США в случае неких форс-мажорных обстоятельств — если возникнет угроза национальной безопасности США. Вот и гадай теперь — кто авторы законопроекта: противники Трампа или его сторонники, и вообще — насколько этот закон антироссийский?

Как бы там ни было, авторы законопроекта попытались убить двух зайцев: и демократов ублажить, и Трампу дать возможность в очередной раз возвыситься над Конгрессом. И «решительную непримиримость» по отношению к Москве продемонстрировать, и оставить себе возможность для отступления в случае чего. Обычная американская казуистика.

«СП»: — Как должна отреагировать Россия на очередную русофобскую законотворческую инициативу?

— Думаю, что пока никак: мало ли бессмысленных законопроектов рождается в недрах парламентских комитетов исключительно с целью поговорить? В случае же, если Конгресс все-таки примет этот законопроект в предлагаемых формулировках, лучшим ответом России был бы ответ, аналогичный тому, который она дала Вашингтону в ситуации с началом шантажа РФ по ДРСМД, то есть — зеркальный. Например, укрепить позицию России по защите русскоязычного населения Украины своими действиями по защите Донбасса, демонстрирующими курс РФ на скорое признание его независимости от Киева.

«СП»: — Подпишет ли Трамп этот закон, если он будет принят Конгрессом без изменений?

 — А почему бы и не подписать? Трамп приветствует любые казуистические решения с расплывчатыми формулировками, дающими ему свободу действий. Это ведь он будет решать — соответствуют ли те или иные действия России по Крыму или Украине интересам национальной безопасности США, на основании чего он и будет строить свою дальнейшую политику по отношении к РФ.

В любом случае, на развитие (сворачивание) американо-российских отношений принятие названного закона никак не повлияет (любой закон -это ведь не причина, а следствие определенной позиции конкретных кругов). Другое дело, что этот закон может подтолкнуть российское руководство к более решительным действиям по Донбассу. Так если американская сторона пускается во все тяжкие по ситуации с Крымом и грозит России самыми жестокими карами, российскому руководству в какой-то момент может стать все равно по принципу «погибать, так с музыкой». То есть не только из-за Крыма, но и из-за Донбасса.

— Думаю, в момент, когда Трамп допускал возможность признания Крыма, он не особо разбирался в нюансах и ляпнул то, что первым на ум пришло, — комментирует ситуацию замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

— Хотя, возможно, это был намек. Наивно было бы рассчитывать, что, вступив в должность президента США, Трамп откажется от таких козырей, как санкции в отношении России. Логика бизнесмена, которой он придерживается, подсказывала только один вариант: продать этот отказ или обменять его на что-то не менее стоящее. Может, на это он и намекал. Думаю, настоящей головной болью Трампа, помимо раздутой им северокорейской угрозы, являлось и является торговое противостояние с Китаем. Ради внесения раскола в российско-китайский альянс Трамп, думаю, был бы готов пойти на признание Крыма частью России. Тем более что подобный пример в американской истории уже есть.

Как известно, Соединенные Штаты после Второй мировой войны долгое время не признавали КНР, а единственным представителем интересов китайского народа считали гоминьдановский Тайвань. Впрочем, и в ООН по этому вопросу было аналогичное мнение. Напомню, что поначалу именно Тайвань, а не КНР находился в составе государств — Постоянных членов Совета безопасности ООН. И когда права КНР в ООН были восстановлены, США голосовали против исключения Тайваня из ООН. Однако, как только у Вашингтона сложились предпосылки для серьезной игры на советско-китайских противоречиях, Никсон совершил визит в Пекин и признал КНР. Картер впоследствии довершил начатое предшественником, разорвав союзнические отношения с Тайванем и вообще отказав острову в признании его суверенитета. На тот момент такой сценарий диктовала Соединенным Штатам, увлеченным противостоянием с Советским Союзом, геополитическая конъюнктура. Именно такое решение, по мнению тогдашнего Белого дома, отвечало «интересам национальной безопасности».

Возможно, наблюдая за «северокорейским кейсом» и видя, насколько упертым является Трамп в достижении поставленных им предвыборных целей, Конгресс решил подстраховаться. А вдруг иллюзия возможности раскола в отношениях между Китаем и Россией настолько затмит Трампу глаза, подумали в Конгрессе, что он пойдет на подобное признание. Ведь попал же он в ловушки, расставленные Ким Чен Ыном. В то же время лишать в принципе любого следующего президента возможности принимать решения по данному вопросу было бы излишним. Отсюда и лазейка. Конгрессмены отказывают во взвешенности и последовательности именно нынешнему президенту США, а не президентам США вообще.

«СП»: — Насколько этот законопроект в случае принятия осложнит наши отношения с США? Или он ни на что не повлияет?

— Напомню, что Соединенные Штаты точно так же не признавали вхождение в состав СССР Литвы, Латвии и Эстонии. Однако это не мешало нашим государствам выстраивать экономические отношения, вести переговоры и даже порой эффективно сотрудничать в вопросах разоружения или освоения космического пространства, например. «Закон о Крыме» ждет аналогичная судьба. Он станет дополнительным аргументом, к которому США будут прибегать в период обострения отношений между нашими странами.

«СП»: — Насколько вообще «крымский вопрос» является камнем преткновения в российско-американских отношениях? Если бы Крыма не было, его стоило бы выдумать?

— Такие предлоги для обострения отношений в свое время с Советским Союзом, а теперь с Россией в Соединенных Штатах находят постоянно. Это традиционный для США инструмент нечестной конкуренции, когда преимущества для себя создаются путем выдавливания соперника с рынка по тем или иным якобы законным основаниям. Да, ничего, кроме упущенной коммерческой выгоды за всеми этими стенаниями не стоит.

Дмитрий Родионов

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии1

Интернационалист
Интернационалист 11 марта 2019 15:08

Враг Украины номер один,
По украински – ворог.
Первый с конца, нелюдь и пыль,
По украински – порох.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.