Молчание С-300 в Сирии: Арабы не могут освоить ЗРС «Фаворит»

Стала известна, по крайней мере, одна из причин продолжающихся много лет практически безнаказанных налетов израильской авиации на Сирию. До неприличия затянувшаяся учеба сирийских военных боевой работе на еще в октябре 2018 года срочно переброшенных из-под Мурманска трех дивизионах зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-2 «Фаворит» и по сей день оставляет небо этой страны едва ли не распахнутым настежь для еврейских пилотов. Ситуация может измениться к лучшему для Дамаска лишь к июню.

Для начала напомню, что еще в начале октября минувшего года Москва в ответ на трагическую гибель в Сирии российского самолета-разведчика Ил-20М (бортовой номер RF-93610), в которой Кремль обвинил израильских военных, пошла на резкое обострение отношений с Тель-Авивом. И, вопреки предостережениям Израиля, самолетами Ан-124 «Руслан» переправила на авиабазу Хмеймим 49 боевых машин (локаторы подсветки и наведения, основные системы обнаружения целей, машины управления и пусковые установки), прежде находившихся в распоряжении нашего 531-го гвардейского зенитно-ракетного полка в ЗАТО Александровск (Мурманская область). Позднее в Сирию было доставлено и техническое оборудование командного пункта этого полка.

При этом, по словам Сергея Шойгу, планировалось что Дамаск против израильской авиации станет использовать новое оружие не изолировано, а централизованно, в составе создающейся глубоко эшелонированной системы ПВО Сирии. В которую, среди прочего, предполагалось включить даже стоящую на российской авиабазе Хмеймим нашу передовую зенитно-ракетную систему С-400 «Триумф». Что позволило бы мгновенно увеличить дальность обнаружения воздушных целей со 180 до 600 километров. По замыслу, в случае опасности команду на отражение налета должен быть выдавать некий объединенный российско-сирийский командный пункт ПВО.

Единую систему ПВО Сирии глава российского военного ведомства пообещал президенту Владимиру Путину создать к 20 октября 2018 года. По мнению Шойгу, «это обеспечит централизованное управление всеми силами и средствами ПВО Сирии, ведение мониторинга воздушной обстановки и оперативную выдачу целеуказаний. Главное — будет гарантирована идентификация всех российских воздушных судов сирийскими средствами ПВО».

Словом, на словах идея выглядела очень внушительно и грозно для Израиля. Однако, как показали дальнейшие события, почти сразу многое в этом деле пошло кувырком.

Поскольку сирийские специалисты к работе на «Фаворитах» готовы не были, полученные от России боевые машины Дамаск отправил на длительное хранение в окрестности города Масьяф в провинции Хама. Перед этим на них важнейшие для ПВО российские коды системы опознавания «свой-чужой» и литерные частоты радиолокационных станций заменили на сирийские. А к экстренной подготовке боевых расчетов из числа офицеров и солдат Сирийской арабской армии (САА) приступили наши инструкторы.

Со слов министра обороны РФ, хотя бы в общих чертах арабских зенитчиков Москва надеялась научить уму-разуму приблизительно за три месяца. Чтобы все так и случилось, командование САА постаралось откомандировать в свой учебный центр именно тех оставшихся в строю военных, которые в 2011 гoду ужe пpoxoдили пoдгoтoвку к работе нa кoмплeкcax C-З00ПMУ-2 в 234-м Центре боевого применения зенитно-ракетных войск ПВО РФ в Гатчине. Тогда это происходило в paмкax контракта, зaключeннoгo в 2010 гoду между Москвой и Дамаском. Но, как известно, по политическим соображениям упомянутое соглашение нами так и не было выполнено.

Теперь Шойгу, с его слов, рассчитывал, что еще до начала 2019 года сирийские расчеты сумеют завершить подготовку, слетают в Россию на полигон Ашулук, проведут там практические стрельбы и вернутся на родину в полной боевой готовности к достойному отпору израильской авиации. Увы, этого не случилось до сих пор. Единственное, что из техники трех дивизионов «Фаворитов» работает под Масьяфом — станции обнаружения, которые САА использует для дополнительного контроля за воздушной обстановкой.

Почему результаты полугодовой совместной работы двух наших столиц пока столь скудны? Своими соображениями на этот счет в конце января 2019 года поделился израильский информационный ресурс «20il». По данным этого издания, которое в свою очередь ссылается на информированный источник в сирийской оппозиции, у арабских специалистов ПВО, отобранных в будущие боевые расчеты «Фаворитов», оказался очень низким уровень общей подготовки. Настолько низким, что «за последних несколько месяцев сирийские офицеры так и не смогли усвоить даже базовые навыки управления ЗРК С-300 «Фаворит».

Далее «20il» пишет: «Источник в сирийской оппозиции сообщил в пятницу, что Россия пожаловалась Асаду (президент Сирии Башар Асад - „СП“) на уровень подготовленности сирийских офицеров, которых отправили проходить обучение по эксплуатации зенитных батарей С-300, и охарактеризовала это как позор».

Более того. Приблизительно половину курсантов за абсолютную неспособность осваивать современную технику к сегодняшнему дню пришлось отчислить из учебного центра и заменять их новыми, более приспособленными к работе людьми.

Естественно, нам трудно понять: почему так происходит? Вряд ли тщательно отобранные на высшем уровне САА местные военспецы хронически безграмотны. Возможно, дело в хорошо известном военным советникам всего мира арабском менталитете?

На сей счет, полагаю, полезно ознакомиться со статьей полковника в отставке ВС США Норвела Де Аткинса, имеющего восьмилетний опыт службы в Ливане, Иордании и Египте и получившего ученую степень в области исследований арабского мира в Американском университете Бейрута.

В частности, по мнению Де Аткинса, «американские военные инструкторы, работающие с курсантами с Ближнего Востока, учатся задавать им вопросы в классе только в том случае, если те знают правильные ответы, особенно если это офицеры. Если курсант не сможет ответить на вопрос, он будет чувствовать себя публично оскорбленным. Более того, в часто параноидальной атмосфере арабской политической культуры он будет видеть в этом злой умысел. Этот курсант станет врагом инструктора, а его одноклассники начнут опасаться, что также будут подвергнуты унижению. В результате обучение станет невозможным».

Так ли сегодня происходит учеба сирийских военных для работы на «Фаворитах»? Неизвестно, но определенное представление о трудности для российских инструкторов, уверен, на основании подобных наблюдений составить все же можно.

Между прочим, тогда, в январе, израильское «20il» дало удивительно точный прогноз. Оно заявило, что, судя по тому, как идет дело в Масьяфе, самостоятельно сесть за пульты боевых машин сирийские военные смогут не ранее, чем через полгода. Теперь это практически подтверждает и источник российского Avia.pro. По его данным, подготовка сирийских зенитчиков продлится минимум до конца мая. Ведь помимо освоения теории им еще предстоит и отстреляться по реальным целям в российском Ашулуке.

Хотя складывается впечатление, что за последние месяцы и у российской стороны решимости сражаться с израильской авиацией в одном окопе с сирийцами сильно поубавилось. Этому наверняка поспособствовали удивительно участившиеся встречи Путина с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, которые с прошлой осени происходят практически ежемесячно.

О чем на них идет речь — мы не знаем. Но факт остается фактом. Израильские самолеты как бомбили Сирию там и тогда, где и когда им заблагорассудится, так и продолжают бомбить. Только в 2019 году это происходило как минимум семь раз — 12 января, 20 января, 21 января, 11 февраля, 27 марта, 3 апреля и 13 апреля. Российские средства ПВО этому не противодействуют. Как не раз заявлял Кремль, они стоят в Сирии исключительно для защиты наших военных. И ни во что больше вмешиваться в этой стране не намерены. Остальное должно быть головной болью одного только союзного нам Дамаска.

Неизвестно даже, делится ли наша группировка с сирийцами хотя бы оперативными данными относительно действий средств воздушного нападения Израиля? А если делится — почему пилоты ЦАХАЛ неизменно выходят сухими из воды? Ведь даже и без трех бездействующих пока дивизионов С-300ПМУ-2 у сирийских генералов есть чем сбивать чужие самолеты. Из наиболее современных — поставляемые прямо сейчас из России Дамаску 18 комплексов 9К317Э «Бук-М2Э» и самоходные зенитные ракетно-пушечные «Панцирь-С1». Часть этого оружия уже в Сирии.

Тем не менее, перечисленными, а также более старыми, но все же достаточно многочисленными средствами Дамаску не удалось защитить даже тот самый Масьяф, где в ожидания своего часа прячутся практически бесхозные пока сирийские пусковые установки бездействующих «Фаворитов». Израильская пресса утверждает, что штурмовой удар 13 апреля ЦАХАЛ нанес именно по местам их хранения.

По официальным данным, впервые использованными в тот день с самолетов F-35 сверхзвуковыми ракетами класса «воздух-поверхность» Rampage разрушен большой ангар и три близлежащих здания. Мучительно хотелось бы знать: не в том ли ангаре хранились подаренные Сирии С-300ПМУ-2?

А что? С точки зрения ЦАХАЛ, это было бы очень логично. Подготовка сирийских расчетов для новых для них зенитных систем подходит к концу. Это ни для кого не секрет. Естественно, в Тель-Авиве могли счесть, что самое время радикально решать вопрос в пользу Израиля с помощью F-35. Не исключено — на всякий случай дипломатично обговорив это с Москвой.

Восток, как известно, дело тонкое. Особенно — Ближний.

Сергей Ищенко

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.