Горькое похмелье

В канун 23-й годовщины августовских событий 1991 года как-то неожиданно возник вопрос: кто-нибудь из наших соотечественников может допустить, чтобы 7 ноября 1940 года в Советском Союзе не праздновалась 23-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции? Как можно не чествовать в стране коренную смену её общественно-политического устройства? Это нелогично, невероятно, невообразимо. Во Франции до сих пор спорят о ценности Великой французской революции, но при этом День взятия (разрушения) Бастилии отмечают на широкую ногу. А в РФ победители стесняются отмечать годовщину августовской антисоциалистической контрреволюции. Никто не рискует вбросить даже в качестве пробного шара предложение установить такой праздник. Понимают, что такая мыслишка народом будет отторгнута: тогда случилась народная трагедия.

 

Автор: В.В.Трушков - политический обозреватель газеты "Правда", доктор философских наук, профессор факультета политологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

 

ЭТО ЖЕ НЕ 7 НОЯБРЯ. Этот день хоть и перестал быть нерабочим, но его ненавистники не рискнули вычеркнуть Октябрьскую годовщину из календаря знаменательных дат России. Да её оттуда никакими скребками не выскрести. И сотни тысяч соотечественников от Москвы до самых до окраин выходят в этот осенний день отмечать великую историческую дату. А вот некое подобие чествования августовской буржуазной контрреволюции в виде дня российского (власовского) флага в прошлом году в столице собрало, по сообщениям СМИ, не то 200, не то 400 человек.

 

Праздновать-то нечего! Во-первых, в «летописи капиталистического строительства» нет таких побед, которыми можно было бы гордиться.

 

В известном исследовании Института социологии (ИС) РАН «Двадцать лет реформ глазами россиян» (2011 год) учёные выделили несколько очевидных последствий августа 1991 года и попросили россиян дать им оценку. Полученные итоги опроса оказались чрезвычайно выразительными. За 10 лет (2001—2011 годы) доля одобряющих запрет КПСС сократилась до 32%, упав ещё на 7%.

 

Разрушение СССР в XXI веке одобряют только 14% россиян.

 

Либерализацию цен и переход к рынку, вошедшие в историю и народную память как «шоковая терапия», в 2001 году считали положительным явлением 38%, а через 10 лет таковых осталось вдвое меньше: 19%.

 

Отрицательное отношение к приватизации высказывают 60% соотечественников (положительное — 27%).

 

Разгон Верховного Совета России в 1993 году одобряют только 23% респондентов. Доля положительно оценивающих первую чеченскую войну (1994—1996 годы) сократилась до 4%, то есть более чем в 8 раз по сравнению с 2001 годом (было 33%).

 

Избрание Б. Ельцина на второй президентский срок в 1996 году считают положительным явлением лишь 24% опрошенных, а отрицательным — 59%.

 

Наконец, дефолт 1998 года, который учёные ИС РАН тоже обоснованно отнесли к последствиям событий августа 1991-го: его положительно оценили всего-навсего 2% граждан РФ, а отрицательно — 91%.

 

Итак, по поводу побед реставрации капитализма, как говорится, комментарии излишни. Особенно, если не забывать, что за 23 года ни одна отрасль российской экономики не достигла показателей 1990 года.

 

Во-вторых, у «эпохи» нет героев. Как показало исследование ИС РАН «О чём мечтают россияне» (2012 год), Б. Ельцину отдают дань уважения всего-то 2% респондентов. От него отвернулись многие его наиболее видные соратники: Р. Хасбулатов, А. Руцкой, А. Коржаков. Да и В. Путин тоже. Кремлёвский агитпроп вбросил по сути своей антиельцинскую формулу: «лихие 90-е».

 

Поиски героев среди фаворитов августовского режима из числа бизнесменов тоже бесплодны. От самого яркого и проходимистого Б. Березовского открещиваются даже архилибералы. Гусинский, Невзлин и иже с ними спрятались от нового российского суда, созданного ещё при Ельцине, в Израиле. Ходорковский зачислен в число преступников в соответствии с уголовным кодексом ельцинской Эрефии (кстати, решение первого суда по делу Ходорковского не берутся оспаривать даже крикливые адвокаты и либеральная прислуга экс-олигарха). Нет в этой среде героев. Нет у августовского режима и своих управленцев, сопоставимых со «сталинскими наркомами». Не могут появиться в обществе всевластия чистогана свои Стаханов и Макар Мазай, сёстры Виноградовы и Валентина Гаганова, Всеволод Келдыш и Терентий Мальцев — истинные герои трудового фронта.

 

При этом большинство тех, кто поначалу — по наивности, невежеству или потайной корысти — одобрял победителей августовской контрреволюции, спустя несколько лет начали если не стыдиться, то стесняться, смущаться этой позиции. В канун 15-й годовщины контрреволюции Фонд общественного мнения поинтересовался, как спустя годы относятся к ГКЧП те, кто в 1991-м был его сторонником и противником. Выяснилось, что 71% поддерживавших в 1991 году ГКЧП сохранили свою позицию неизменной и только 7% перешли на сторону воцарившегося режима. А вот расклад на другом полюсе: лишь 46% тех, кто симпатизировал противникам Государственного комитета по чрезвычайному положению, остались при прежнем мнении. Более половины либо полярно изменили свою точку зрения (таких 12%), либо серьёзно сомневаются, что прежде были правы.

 

Да и как даже «отпетому» либералу говорить о праздновании августовской победы, если только четверть соотечественников продолжают верить, что тогдашние победители направили Россию по верному пути развития. В то же время 41% россиян считают 1991 год трагическим, так как после него страна пошла по неправильному пути. Эти данные Левада-центр обнародовал год назад.

 

В 2013-м этот центр выяснял современное отношение россиян к событиям августа 1991 года. Респондентам было предложено занять позицию сторонников или противников ГКЧП. В результате обнаружилось, что из возрастной группы старше 55 лет 27% россиян заняли сторону ГКЧП, тогда как на позициях его противников оказались лишь 17% людей с таким жизненным опытом. Иначе говоря, среди тех, кто застал ГКЧП в достаточно зрелом возрасте (самым молодым из опрошенных было 33 года), его сторонников в 1,6 раза больше, чем противников.

 

К сожалению, несмотря на такие настроения, страна продолжает идти по тому самому неправильному пути, на который её столкнули в августе 1991 года.

 

Иван Ушенин

 

Источник

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии3

Igorevich
Igorevich 21 августа 2014 20:13

После победы в Великой Отечественной войне, сотворенной народом, после Сталина у власти были лишь одни yебки - Хрущ, Меченый, Алкаш. И сейчас народу насрать на оккупацию страны. Все понимают, что смысла больше нет бороться против фашизма под такими лозунгами. Лидер должен поставить цель на тотальное, поголовное уничтожение англосаксов и их прихлебателей, как раковой опухоли человечества. Пока эта идея не будет озвучена, народ не поднимется.

    
Архимед
Архимед 21 августа 2014 22:37

Да уж у нас о тех событиях и ни гу гу.

    
samsygin
samsygin 21 августа 2014 22:56

После ВОВ, наш Вождь и Учитель, генералиссимус И.В. Сталин говорил, что реакция Запада будет только возрастать и ВОВ это только цветочки. Мы не должны забывать предупреждения наших отцов и готовиться к самому худшему.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.