С валютой без олигархов

Глава ЛНР Игорь Плотницкий недавно заявил, что в республике основными валютами станут рубль, гривна и доллар:

Еще раз напомню, что мы переходим на мультивалютную систему,
 – сказал он.
Более мелкие сделки у нас будут происходить в гривнах и рублях, а более крупные - в долларах,
 – уточнил Плотницкий. Он также сообщил о том, что дал поручение обеспечить все магазины двойными ценниками — в рублях и гривнах.

 

С валютой без олигархов


Напомним, что о решении перейти на мультивалютную систему глава ЛНР сообщил еще 26 февраля. По его словам, это делается в связи с фактическим отказом Украины снять экономическую блокаду и на фоне резкого обвала гривны. На следующий день о планах ввести мультивалютную систему в ДНР для стабилизации экономической ситуации заявил глава ДНР Александр Захарченко

То, что случилось с гривной, очень сильно ударило и по нам. Мы — страна воюющая, и поэтому повышение цен потребительской корзины связано с падением гривны и экономической блокадой, которую Украина до сих пор не сняла, несмотря на минский меморандум», — заявил Захарченко. «До сих пор Украиной блокируются поставки к нам продуктов питания, горюче-смазочных материалов и прочего, но Украина, по сути, находится в состоянии дефолта, и его объявление — лишь вопрос времени. Это государство — банкрот. И правительством было принято решение о введении у нас мультивалютной зоны.


Напомним, что вопрос о будущем валютной системы ДНР и ЛНР обсуждается на всех уровнях уже достаточно долгое время. Власти обеих республик неоднократно заявляли о готовности запустить в оборот и другие валюты, помимо гривны. По словам заместителя председателя Народного совета ДНР Дениса Пушилина, на территории ДНР в ходу «и доллары, и евро, и китайские юани». При этом вводить собственную валюту руководство ДНР пока не собирается.


Пушилин заявил также, что власти ДНР ищут новую экономическую модель — без олигархов.

На нашей территории сейчас нет олигархов, но это не значит, что мы против бизнеса. Мы — за свободную конкуренцию,
 — подчеркнул он.


Следует отметить, что, несмотря на ведущиеся уже почти год с момента провозглашения республик Донбасса разговоры о национализации крупной собственности олигархов, никаких конкретных шагов местные власти не предпринимают. И это несмотря на то, что воюющие республики остро нуждаются в налоговых поступлениях. Тот же «хозяин Донбасса» Ринат Ахметов, владеющий такими гигантами, как «Азовсталь», Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, Енакиевский металлургический завод, Харцызский трубный завод, Авдеевский коксохимический завод, рядом крупнейших на Украине горнодобывающих предприятий, публично отказался платить налоги непризнанной республике, продолжая платить их в Киеве, фактически спонсируя карательную операцию против Донбасса.


В Донбассе также находится значительная часть предприятий «химического короля» Украины Дмитрия Фирташа и других крупных олигархов. Многие из них, несмотря на трудности, связанные с обстрелами и разрушением транспортной инфраструктуры, что затрудняет подвоз сырья и вывоз готовой продукции, продолжают работать и приносить своим владельцам ощутимый доход.


Сегодня, когда военные действия на территории Новороссии временно прекратились, и республикам требуется длительный период восстановления разрушенного народного хозяйства, а также средства для этого, вопрос о будущем экономики региона вновь становится актуальным. Вывод за рамки недавних переговоров по газовой проблеме вопроса о поставках газа Донбассу, а также отсутствие со стороны Украины каких-либо шагов по снятию экономической блокады свидетельствуют о том, что Киев не намерен заниматься восстановлением региона, рассчитывая переложить это на Россию. В этом свете появляются самые различные сценарии экономического будущего Донбасса.


По мнению публициста Бориса Рожина, переход к мультивалютной системе позволит не только купировать последствия обвала гривны, но и хотя бы частично взять под государственный контроль черный рынок, борьбой с которым руководству ДНР и ЛНР еще предстоит заниматься.


Официальное разрешение торговать за рубли и доллары, позволит обеспечить поступление налоговых поступлений не только в гривне, но и в других валютах. Введение собственной валюты, конечно, более перспективно, но пока что придется довольствоваться полумерами.

Ну и так же стоит отметить, что это решение фактически ускоряет выход ДНР и ЛНР из гривневой зоны, потому что при дальнейшем обесценивании гривны, ее место на Донбассе будут постепенно занимать другие валюты, скорее всего это будут рубль и доллар.


Директор Института Инновационного Развития Виктор Яковчук с оптимизмом смотрит на перспективы введения мультивалютной системы в республиках Новороссии:


- Ничего страшного переход на мультивалютную систему в кратчайшем времени не принесет Донбассу. Это фактически закрепление существующего порядка, когда в магазине берут ту валюту, которая есть у населения. В дальнейшем, а это через пол года-год, ЛНР и ДНР нужно будет определиться, что у них будет основной валютой.


Разговоры об успешности этой системы тут не совсем уместны, т.к. мультивалютность существовала в СНГ в 90-х и до сих пор существует в некоторых арабских странах. Например, в Турции в курортных местах вы можете расплатиться не только лирами, но долларами, евро и даже рублями. Просто все они меряются по отношению к основной валюте страны. И естественно, такая ситуация на Донбассе более чем уместна.


«СП»: - Есть такая версия, что мультивалютность поможет легализовать «черный рынок» в республиках Донбасса…


- В Донбассе пока нет никакого рынка, ни черного, ни белого. Не думаю, что кто-то платит налоги в условиях отсутствия банковской системы. Никто не учитывает валюту в том смысле, как работают банки в любой стране. На Донбассе сейчас любые правила, любые законы- путь к развитию.


Мультивалютность - это способ временного вывода магазинов из-под нарушений законодательства. Ведь магазины и граждане должны рассчитываться в валюте страны. А тут получается, нужно дать возможность хоть как-то работать. Дать возможность рассчитываться в любой мало-мальски твердой валюте. Что бы магазины могли покупать товар и могли продавать.


«СП»: - А какая система в итоге будет оптимальной для Донбасса?


- Для Донбасса сейчас предпочтительна именно эта система. Затем, когда появятся банки и безналичные расчеты, будет зависеть от того, в какой стране будет Донбасс. Если Украина, перейдут обратно только на гривну. Россия - рубль. Если будет что-то типа Приднестровья - будет своя валюта, и много-много обменников, где можно поменять любую валюту мира на местную.


Руководитель украинского Центра евразийских исследований Владимир Корнилов также считает введение мультивалютности временной, но неизбежной мерой:


- Я так понимаю, делается это не от хорошей жизни. Донбасс отрезан от поступления гривневой массы, туда не поступают и рубли. Соответственно, порождается нехватка дензнаков. В периоды гражданской войны и лихолетья в тех же регионах ходили одновременно разные валюты - и «керенки», и валюта УНР, и деникинские деньги. Очень часто в таких условиях власти (опять-таки разные) вынуждены были переходить на денежные суррогаты - всевозможные боны, купоны, иные временные заменители постоянной валюты. Собственно, мы это помним по первым годам украинской незалежности - по тем купонам и карбованцам, которых у нас было много. Ясно, что всегда такие системы были лишь временным решением.


«СП»: - В случае успешного применения системы, как будет меняться место гривны на фоне ее стремительной девальвации?


- Все будет зависеть от того, чем же станет в итоге ДНР - независимой республикой, частью Украины или частью России. Думаю, в первом и последнем случаях долговременное хождение гривны на территории этого образования исключено. Ну, а если допустить, что в итоге ДНР останется частью Украины в каком бы то ни было виде, то от гривны или того, что придет ей на замену на Украине, тоже никуда не деться.


«СП»: - Может ли легализация рубля и доллара решить проблему черного рынка и теневой экономики, фактически сложившихся в непризнанных республиках?


- Эти проблемы тесно взаимосвязаны, но все они - производные от войны. Будут завершены военные действия, наступит долгожданный мир и мирное строительство - тогда можно будет и с теневой экономикой бороться, и с черным рынком. В нынешних условиях вся эта «борьба» может вестись лишь военными методами.


Украинский журналист и публицист Андрей Манчук считает, что будущее экономики ДНР и ЛНР пока неясно:

 

- Олигархи действительно находятся вне Донбасса, но они всеми силами пытаются влиять на события в регионе, где находятся принадлежащие им предприятия. А лозунги национализации действительно остаются лозунгами.


Что касается восстановления экономики, то оно возможно только после нормализации ситуации и прекращения конфликта. Все зависит от дальнейшего развития событий. Что касается валютной системы, это сложный процесс, и не секрет, что многие местные политики относятся к этой идее очень осторожно, хотя бы в силу того, что это будет означать разрыв сложившихся финансовых связей с Украиной, которые, как мы все знаем, до сих пор существуют - и в свете Минских соглашений не ясно, входит ли сейчас прекращение этих связей в планы ДНР и ЛНР.


С другой стороны, частичная мультивалютность уже существуют - так, рубль зачастую принимают к оплате в ДНР и ЛНР, например, там, где валюту невозможно обменять. В небольших периферийных населенных пунктах, к примеру. Скорее всего, местные власти могут формально узаконить параллельное хождение российского рубля, как это было в Приднестровье до введения местной валюты. При том, что для банковских расчетов будет использоваться гривна, а формальная легализация доллара маловероятна. Хотя продолжение интенсивной девальвации гривны может вынужденно ускорить процесс перехода к мультивалютной системе.


«СП»: - А может ли мультивалютность решить проблему «теневой экономики»?


- Проблемы теневой экономики и черного рынка переход к такой системе не решит - поскольку экономика в зоне гражданского конфликта в принципе может быть только теневой, вплоть до того, как ситуация в регионе нормализуется - и результат конфликта после его завершения определит выбор валютной системы.


Еще менее оптимистично на будущее экономики Донбасса смотрит политолог Алексей Блюминов:


- Пока идет война, все разговоры о каком-то восстановлении не имеют смысла, а в случае завершения войны ничего не поменяется. Если регион останется в составе Украины, то у последней просто нет денег на восстановление. Западу эта экономика неинтересна как объект вложений, России тоже нет резона восстанавливать экономику чужой страны. Если конфликт будет «заморожен», и ДНР с ЛНР останутся в неопределенном статусе, то тем более экспортно- ориентированная экономика не выживет - не бывает успешных экономик в непризнанных территориях. Если Донбасс гипотетически войдет в состав России, но этого никто не признает, то будет как с Крымом, куда не рискуют заходить даже крупные российские компании, опасаясь санкций. В лучшем случае экономика Донбасса сведется к контрабанде и каким-то серым схемам.


«СП»: - А как насчет сочетания свободной конкуренции и государства без олигархов? Пушилин понимает, о чем говорит?


- Это все пустые слова, не имеющие отношения к реальной действительности. Никто не позволит реализовывать на Донбассе популистские утопии. Все подобные попытки будет жестко пресекать сама же Москва, от которой республики зависят по всем позициям.


«СП»: - Разговоры о перспективах мультивалютной системы тоже беспочвенны?


- Не может быть никакой мультивалютной системы в регионе, где не работают банки, казначейство и системы денежных переводов. Почти 100 процентов денежных операций в ЛНР и ДНР это наличный оборот. Причем, оборот теневой, так как у правительств республик нет никакого инструментария и рычагов для учета объемов денежных операций. Как таковой бюджет отсутствует, поскольку нет механизма сбора налогов. То, что называют бюджетом ЛНР и ДНР - это просто совокупность гумпомощи и сборов «дани» с незначительного малого бизнеса в «натуральной» форме.


Создание реальной финансовой и денежной системы на Донбассе блокируется в первую очередь Москвой, поскольку с повестки не снята идея интегрировать Донбасс в Украину в качестве автономии.


«СП»: - Но как временная мера на период войны мультивалютная система возможна?


- Теоретически, да. Но не сейчас и не в ДНР и ЛНР. Потому что у правительств республик нет никаких рычагов воздействия и контроля над валютным рынком и движением валютной массы. Без полноценной банковской и казначейской системы такой контроль невозможен. По сути, вся эта болтовня о мультивалютной системе сводится к фактической легализации того, что и так имело место вне всякой зависимости от деятельностью властей ЛДНР, а именно параллельному хождению на черном рынке (за неимением белого) разных валют - от доллара и евро до гривны и рубля. Но правительств республик это никак не касается…


Свободная Пресса

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.