Сергей Меняйло: "Все, что было построено нашими отцами и дедами, не должно затеряться в "джунглях" из стекла и пластика"
О концепции развития Севастополя, загрузке и модернизации местных промышленных предприятий и перспективах появления инновационных производств в городе в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Севастополя Сергей Меняйло.
- Сергей Иванович, каким, по вашему мнению, должен стать город через 25 лет?
- Если коротко, это должен быть современный город, в то же время сохранивший свой исторический облик. Мы прекрасно понимаем, что такой город как Севастополь оставить в том состоянии, котором он есть или закладывался, мы не сможем. Надо его развивать. Мы сохраним исторический центр, но появятся новые районы, которые мы должны строить по новым технологиям, чтобы они отвечали требованиям времени.
Само местоположение Севастополя подсказывает нам, что развивать его надо, учитывая рельеф. Чтобы понять направление развития любого приморского города, нужно посмотреть на него с моря. Когда приносят безумные проекты современных зданий, которые стоят прямо на берегу, - ясно, как они скажутся на облике города.
Поэтому с точки зрения фасадной и архитектурной Севастополь должен сохраниться таким, каким был. И даже если мы строим новые районы, то архитектурно они должны гармонично вписываться в исторический центр. Именно такая концепция заложена в техническом задании разработки генерального плана Севастополя. Она учитывает рельеф города, его видимые с моря исторически значимые высоты. Если мы загородим Малахов курган или Сапун-гору новостройками-свечками, потомки нас не поймут. Так что Севастополь должен расшириться, стать большим, но внешне он не должен измениться.
Самое главное требование, которые мы уже предъявляем и будем предъявлять ко всем застройщикам – сохранение архитектурного облика исторического центра. Все, что было построено нашими отцами и дедами, не должно затеряться в "джунглях" из стекла и пластика.
- А город при этом будет развиваться "вглубь" полуострова или вдоль берега?
- Он будет развиваться комплексно. Все будет зависеть от того, какую инфраструктуру мы развиваем. Если туристическую, то возникает вопрос, зачем строить отель в 20 километрах от моря? Подобные объекты и в других государствах, и на черноморском побережье Краснодарского края находятся вдоль берега, независимо от его рельефа. У нас сегодня есть все возможности вести строительство даже на склонах. Подчеркну, что это касается возведения объектов не частного жилья, а туриндустрии, здравоохранения и социальных объектов.
Я, конечно, понимаю желание каждого выйти из своего дома и сразу окунуться в море, но, наверное, это не правильно. Поэтому город будет развиваться как вглубь территории, так и вдоль побережья - в зависимости от зонирования и предназначения объектов.
- Продолжит ли Севастополь делать ставку на промышленность? Как она будет развиваться?
- Несмотря на то, что нынешний этап, к сожалению, не простой, как с точки зрения экономики, так и исторического момента, предприятия, находящиеся в Севастополе, заработали и начинают потихоньку набирать обороты.
Например, ООО "Севастопольское авиаремонтное предприятие", которое плотно работает с корпорацией "Вертолеты России". На прошлой неделе у меня были в гостях представители Лаоса, которые осмотрели заводы и планируют разместить у нас заказы на ремонт своих вертолетов. До этого мы работали с Хорватией, Вьетнамом. Я говорю о зарубежных заказах, которые есть, и умалчиваю о внутренних (по линии Минобороны и т.д.).
На ГУП "Севморзавод" сейчас размещен филиал ОАО "Звездочка". Да, пока Севморзавод не набрал ту мощность, которая была в Советском Союзе. Тогда там работало 25 тыс. человек, сейчас пока работает около 500, но предприятие загружено заказами до конца года. Есть план загрузки завода на следующий год и перспективный, до 2020 года. Кстати, объем финансирования в следующем году предусмотрен в три раза больше, чем в этом.
На сегодняшний день одна из задач – загрузить завод, другая – провести его модернизацию. По ней у нас работа идет следующим образом: сейчас оценивается имущество и инфраструктура, после чего ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" осуществит свои инвестиции. Договоренность об этом закреплена соответствующими соглашениями. Без оценки будет сложно понять, какой бюджет будет нужен на модернизацию.
- Когда закончится эта оценка?
- До Нового года. Она идет параллельно работе над заказами.
- То есть, уже со следующего года начнется модернизация?
- Да, она уже частично началась, потому что ОСК вкладывает средства в реконструкцию сухих доков, которые были построены еще до войны.
Вообще основное предназначение Севморзавода - не только судоремонт. Предприятие занималось судостроением в Советском Союзе: строило платформы, плавкраны, суда.
Так что модернизация завода будет поэтапной. Сейчас мы пока на первом этапе – поддержания технической готовности кораблей и судов (судоремонт) с перспективой возрождения строительства понтонов, платформ и кранов. И этот процесс сегодня связан с новыми технологиями и оборудованием.
Первые инвестиции мы ожидаем в следующем году. Общий объем средств, который, я думаю, будет вложен в Севморзавод, составляет примерно 7-10 млрд рублей. Но это не значит, что все средства поступят в следующем году, они рассчитаны на весь период.
- А будет ли развиваться в Севастополе инновационное производство?
- Да. Вообще основные направления промышленности в Севастополе и в СССР и при Украине всегда были связаны с военно-промышленным комплексом. Особенность сегодняшнего момента заключается в том, что если предприятия всегда работали с ВПК, перепрофилировать их очень сложно. Но, тем не менее, наряду с уже существующими крупными предприятиями открываются новые, маленькие. Это касается и высокотехнологичного производства для импортозамещения, например, всевозможных композитных материалов.
Мы планируем, и уже в стадии выбора места под так называемый индустриальный парк. В нем основным направлением будет приборостроение, создание микросхем.
Сложность заключается в том, что на любую продукцию должен быть потребитель. Гособорона и госзаказ представляют собой гарантированную, стабильную загрузку предприятий. На сегодняшний момент в Севастополе работают на ВПК и являются градообразующими 22 предприятия (а зарегистрировано более 400). На них сейчас средняя загрузка от 40 до 100%. В среднем по Российской Федерации загрузка в 70% считается очень хорошей. В вопросе загруженности заказами нам помогает министерство промышленности и торговли, Минобороны, а также предприятия военно-промышленного комплекса.
Вместе с тем, все эти предприятия нуждаются в модернизации. Выпущенная ими продукция востребована и современна, но условия, в которых она производится, не соответствует сегодняшним требованиям.
Так что Севастополь будет и модернизировать свою промышленность, и развивать высокоточное, высокотехнологичное производство.
- А вопрос с "закрытием" города (статусом закрытого административно-территориального образования, связанным со специальными условиями проживания жителей и охраной государственной тайны), теперь окончательно закрыт?
- Вопрос "закрытия" или "открытия" - не нашего уровня, это прерогатива президента или правительства РФ с одной стороны. С другой стороны, нам ничего не мешает совместно развивать и экономику, и флот. Не обязательно для этого закрывать город. Сегодня наличие Черноморского флота не мешает развитию экономики, а напротив даже помогает ей – как с точки зрения создания дополнительных рабочих мест, так и с точки зрения создания туристической привлекательности.
Раньше мы действительно "закрывали" города (Владивосток, Совгавань, Полярный), но идеология была другая. А сегодня даже на параде Победы на Красной площади мы показываем то, что в Советском Союзе никогда бы не показали. Раньше во время парадов иностранные атташе говорили, страшно не то, что Советский Союз показал на параде, а страшно то, чего он не показал.
Сегодня, как и вчера, самый главный для нас вопрос – обеспечения безопасности государства. Если ее не будет, то и об экономике говорит уже не стоит. Но выполнение задачи по обеспечению безопасности влечет за собой развитие предприятий военно-промышленного комплекса, системы обеспечения, снабжения продовольствием, обслуживание и т.д. А это та же самая экономика, как с точки зрения частных инвестиций, так и вкладываемых бюджетных средств.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.