Государственный визит в Москву: Как Путин глубоко заглянул мне в глаза
Писатель Йоахим Лотман приехал в составе делегации министра иностранных дел Австрии в Москву — и увидел там труп Ленина, беспомощного президента и «моделей» класса «супер-люкс».
Когда молодой глава австрийского МИД Себастьян Курц (Sebastian Kurz) входит в помещение, в этом помещении как будто загорается свет. Некоторые его уже сейчас считают Меттернихом (Клеменс фон Меттерних-Виннебург-Бейльштейн (Klemens von Metternich-Winneburg-Beilstein) —известный австрийский дипломат, министр иностранных дел в 1809-1848 гг. — прим. пер.) XXI века или, по меньшей мере, крупнейшим политическим талантом нашего времени. Рядом с ним в роскошном зале в Кремле стояли в минувшую среду Владимир Владимирович Путин и Хайнц Фишер (Heinz Fischer) — федеральный президент Австрии, а также еще добрая половина представителей австрийского кабинета министров. Как-никак, это был государственный визит.
Самолет президента, «борт номер один», был набит буквально битком. Здесь нет кроватей, ванных комнат, телевизоров и помещений для отдыха, как в суперсамолете Обамы. Когда сидишь в кресле, ощущение такое, что оно еще вдвое уже, чем в самолете авиакомпании-лоукостера Ryanair. На борту были люди преклонного возраста. Однако настроение у них было поистине ребяческое.
Фишер встречался с Путиным уже в седьмой раз. Они хорошо относятся друг к другу. Им обоим не нравятся антироссийские экономические санкции. Хотя Вена и выражает свою лояльность к ним, она тем не менее отправила в Москву высокопоставленных представителей своей экономики. В этом было некое противоречие.
Путин любит Австрию. Он регулярно ездит туда кататься на лыжах и встречаться со старыми друзьями. Федеральный президент отметил якобы безупречный немецкий, на котором говорит Путин. Возможно, что Германия, при Меркель настроенная к нему почти враждебно, перестала быть для него местом, где он может беспечно поболтать по-немецки. Однако с тем большим удовольствием он имеет дело с Австрией, бывшей в минувшие века великим союзником России. Они вместе побили Наполеона и проложили границы на карте современной Европы. В последнее время Вена вновь играет все более важную роль этакого «мостика» между Востоком и Западом — Россией и ЕС.
Путин специально выразился за организацию визита именно уходящего президента Хайнца Фишера, а не его преемника, которого граждане Австрии изберут через две недели. Дело в том, что есть опасения, что новая власть сдвинется вправо, а представители обеих народных партий даже не попадут во второй тур выборов. Тогда в игре остались бы неприемлемые для Кремля кандидаты, в частности, женщина — бывший председатель Верховного суда, наиболее решительно выступающая за всеобщее равенство перед законом. Для Путина это был бы самый ужасный сценарий.
Политика как кастинг-шоу
Но не для Себастьяна Курца. Как считало большинство из журналистов, приехавших в составе делегации в Москву, глава МИД может извлечь большую выгоду из правительственного кризиса, который разгорится в таком случае. Но они демонстрируют понимание политики, сформированное, похоже, в ходе всевозможных кастинг-шоу. Все время речь идет о тактике и стратегии, о более выгодной демонстрации своих умений, об их ловкой «продаже», об их правильном восприятии противоположной стороной. Кто в нужный момент «подпилит нужный стул»? Именно так рассуждают австрийцы.
«Он действительно умеет привлечь к себе внимание», — одобрительно говорит старый — в буквальном смысле — мастер «придворной журналистики». Тот факт, что именно Курц сыграл важнейшую роль при урегулировании миграционного кризиса, неважен. Некоторые говорят: «Ну, у него же были сплошь прекрасные советники». Однако его предшественник, имея тех же самых советников, остался никем. «Он просто хотел что-то сделать для своего имиджа. И поэтому закрыл балканский маршрут».
Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц во время встречи в Москве
Однако имидж Курца и раньше был превосходен. Согласно опросам общественного мнения, он пользовался поддержкой 80% избирателей. Эту поддержку он поставил на карту, произнеся свои знаменитые слова о том, что не позволит отвратительным фотоизображениям определять его политику. Он закрыл границы, вслед за этим появилась масса отвратительных фото, и кое-кто незамедлительно обвинил его в правом популизме. Однако эти «кое-кто» все еще смотрят в прошлое, а Курц уже видит мир будущего, в котором будут иметь место проблемы — в нем будет еще больше терактов, потерпевших крах государств и миграционных волн. Вместе с тем, однако, будут появляться и новые шансы. Нам удастся привлечь на свою сторону мусульман и самим полюбить их, если нам удастся защитить их от политического ислама.
«Карточный домик» по-русски
В первые два дня немецкому журналисту довелось узнать, какова невеселая доля сотрудника, отвечающего за работу с прессой. Его жизнь состоит из двух вещей: ожидание и контроль со стороны службы безопасности. Если кто-то думает, что журналистам, сопровождавшим политиков в рамках государственного визита в Москву, удалось посмотреть город, то он очень ошибается. Вокруг было полным-полно сотрудников службы безопасности, своим внешним видом мало чем отличавшихся от татуированных охранников какой-нибудь дискотеки в Гамбурге.
Раньше все говорили о России как об «империи зла». Сегодня же ее было бы уместнее назвать «империей контроля»: сплошные телохранители, черные автомобили с наглухо тонированными стеклами, металлодетекторы, «шлюзы безопасности», постоянно пребывающие в дурном расположении духа водители, солдаты, проверки документов, списки гостей и тяжелые телекамеры, которые постоянно таскали туда-сюда жирные телевизионщики. Нас за день проверили, наверное, 122 раза, а 80% времени ушло при этом на ожидание. В ожидании Путина я вдруг ощутил себя 13-летним подростком, томящимся в ожидании какого-нибудь рок-концерта, надеющимся хоть на секунду, хоть одним глазком увидеть своего кумира — какого-нибудь Джастина Бибера.
Нет, настолько плохо ведь все быть не может. Все лишения стоили того, чтобы увидеть Путина. После посещения мавзолея Ленина, которое стало единственным туристическим событием за всю поездку, конечно, особенно бросалось в глаза, что он неестественно бледен и явно побывал в руках пластических хирургов. Впрочем, этой неестественности не соответствовал вовсе не «мертвый» язык жестов. Сначала он сидел на стуле, скособочившись и широко расставив перед собой ноги, будто скучающий школьник на праздничном банкете. Потом он встал и стоял, все так же широко расставив ноги. Он выглядел почти так же вульгарно, как Путин в исполнении Ларса Миккельсена (Lars Mikkelsen) в телесериале «Карточный домик» (House of Cards). У него маленькие и печальные глазки.
Вообще, он выглядит вовсе не этаким хитрецом, а скорее, как я уже сказал, печальным и озадаченным. Всего несколько часов прошло с момента, когда было опубликовано так называемое «панамское досье», в котором упомянуты имена его лучших друзей. А еще нет никаких сомнений в том, что немало головной боли ему доставляет нынешнее состояние его страны.
Иногда он кажется просто расстроенным, а потом вновь становится этаким маленьким нашкодившим мальчишкой. Краснолицый и толстощекий, он слушает ничего не значащие любезности со стороны своего гостя. В этот момент он, определенно, похож на пухлого четвероклассника, которого все лето кто-то «напрягал» на школьном дворе. Потом он позволил себе нарушить протокол и, вопреки предварительным договоренностям, заговорил о санкциях, так навредивших его стране. В ответ на это федеральный президент Австрии заговорил о Сирии, Украине и тем самым косвенно и об аннексии Крыма. Можно было почти вздохнуть свободно: в ходе встречи были-таки произнесены слова, выходящие за рамки банальностей вроде «встреча прошла в дружественной атмосфере».
Да разве он мачо — этот отягощенный проблемами человек?
Мне вновь бросились в глаза путинские морщины и его почти испуганное лицо. Да и голосу его недоставало лидерской риторики. И этого отягощенного массой проблем человека кто-то еще называет мачо? В отличие от Хайнца Фишера, который перемещался в пространстве так стремительно, словно катался на роликах, а в состоянии покоя походил на стеклянный шарик, Путин смотрел на немногочисленных гостей очень внимательно. В частности, его взгляд задержался на немецком корреспонденте. Пару секунд они смотрели друг другу в глаза. Путин, хорошо знающий историю и понимающий, что Крым настолько же русский, насколько замок Вартбург — немецкий, очевидно, ожидал чего-то большего от австрийцев — с учетом их симпатии к прошлому. Оправдались ли эти его ожидания?
Караван пошел дальше. Затем состоялось возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата. После этого был прием в австрийском посольстве в честь визита федерального президента, в котором принимали участие все члены делегации, граждане Австрии, проживающие и работающие в России, а также «российские официальные лица».
Потом состоялась деловая встреча с председателем российской Государственной Думы, а затем переговоры с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Все это время представители прессы, обливаясь потом и задыхаясь от нехватки свежего воздуха, томились в переполненном смежном помещении, чтобы по окончании встречи задать пару формальных вопросов и передать их вместе с ответами в редакции своих СМИ. «Встреча прошла в сердечной атмосфере», «Стороны едины в том, что лучше говорить друг с другом, чем не говорить». Ну и скука!
Большой прием тоже нельзя было сравнить с потрясающим Венским конгрессом. Многочисленные люди в военной форме производили странное впечатление, потому что большинство из них выглядели совершенно не уместно. Материалы, из которых пошита их форма, просто плохо на них сидели. Этим военным стоило бы двигаться как-то по-другому — более стремительно, более уверенно в себе. А не так, как Хайнц Эрхардт (Heinz Erhardt) в 1960-х годах. А еще не было музыки, не было вальса, не было танцующих пар. Где были жены этих якобы столь важных мужчин? Однако затем ровно посередине зала, как будто это место было заранее определено с помощью компьютера, появился глава МИД. На его фоне даже футболист Роналдо производил бы меньшее впечатление. Его большие дружелюбные, иногда немного грустные глаза, его здоровая, как у младенца, кожа, его тонкие губы, его аккуратная прическа и безупречный черный костюм. «Как портье», — злословят завистники.
Бордельные шутки в шикарном отеле
Гостиничная сеть Radisson сумела в свое время отхватить себе одно из наиболее крупных и престижных зданий в Москве и украсила его за безумные деньги. По ночам этот шикарный отель подсвечивается так, что становится похожим на резиденцию бога наслаждений. Первые не самые приличные шутки начались еще в лифте. «Я здесь был 15 лет назад, и шлюхи стояли здесь повсюду до самого пятого этажа», — хихикнул один из старичков. Кажется, понятно, почему в поездку не взяли женщин.
На 31-м этаже состоялась встреча в баре Mercedes. Москва выглядела отсюда шикарно, равно как и сидящие тут и там дорогостоящие проститутки класса суперлюкс. Думается, что на вопрос «Позвольте дать вам немного денег» кое-кто из них ответил бы: «Мне не нужно денег, мне нужна яхта». Федеральный президент отправился спать довольно рано, а глава МИД — нет. С ним можно было легко поговорить обо всем на свете, но только не с глазу на глаз. Так что Курц предложил завтра отправиться вместе в аэропорт. И так оно и вышло. Этот час, который мы провели совместно в дороге, доставил мне массу удовольствия.
На обратном пути на австрийском «борту номер один», наконец, и федеральный президент также «созрел» для откровенного обмена мнениями. Так, он рассказал, что обсудил с Путиным массу вопросов, причем темы в ходе разговора менялись целых 20 или 30 раз. Они говорили непринужденно и расслабленно — о странах и расстановке сил в мире, об Азии, Европе и Америке. К счастью, Путин при этом не столь организован, как другие главы государств и правительств, добавил Фишер.
Видимо, старине Путину был очень нужен этот разговор о целой «массе вопросов». Как, кстати, и всем людям, в том числе и бедным, томившимся в ожидании журналистам.
Автор: Йоахим Лотман (Joachim Lottmann)
Оригинал публикации: Staatsbesuch in Moskau: Wie mir Putin einmal sehr tief in die Augen blickte
визит в Москву, Себастьян Курц, Йоахим Лотман, встреча с Путиным, впечатления о поездке
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1