Мнение: Коридор в Крым через Запорожье
В среду, 8 июня, глава ДНР Александр Захарченко провел очередную, пятую по счету «прямую линию» с жителями Юго-Востока Украины. На сей раз он пообщался с жителями Запорожской области.
Запорожская область непосредственно граничит с Донбассом, это важнейший индустриальный, сельскохозяйственный и транспортный узел.
Во время событий «Русской весны» областной центр мужественно сопротивлялся украинскому нацизму, став примером того, как, потерпев поражение в бою, можно сохранить моральное превосходство. Фотография запорожского журналиста Максима Щербины под названием «300 запорожцев против «Правого сектора"* вошла в антологию международного агентства «Анадолу» в числе 100 лучших мировых фото, отражающих события 2014 года.
Общаясь с запорожцами, глава ДНР рассказал о том, как спецслужбы республики сорвали операцию СБУ по ликвидации на линии разграничения Надежды Савченко с целью свалить это на ополченцев, о перспективах возврата Донбасса в состав Украины и способах сопротивления киевской хунте со стороны Юго-Востока Украины.
Глава ДНР также отметил, что республика строится и развивается, несмотря на войну и экономическую блокаду. Он напомнил, что ДНР создала собственную банковскую систему, начала платить пенсии и зарплаты бюджетникам, открывает закрытые заводы, в то время, как на Украине они закрываются.
Захарченко также опроверг предположения о «сливе» Новороссии: «Не дождётесь! Все эти „сливщики“ и „всёпропальщики“ — не только пораженцы, но и предатели всего большого Русского мира. Они уже опустили руки и сдались. И сидя в духовном плену, ноют. Пусть. А нам дело делать надо — работы невпроворот!»
По мнению Захарченко, бандеровцев бесполезно гнать с Украины, их необходимо «выкорчевывать», т.к. они «впились в страну мертвой хваткой». Для того чтобы освободить Украину от коричневой чумы и прекратить вражду между славянскими народами необходимо, в первую очередь, восстановить сознание единства народа, всех его ветвей, при сохранении своей самобытности: языковой, культурной, экономической. Главное лекарство в этом — историческая память.
Захарченко также заверил запорожцев, что армия ДНР готова прийти на помощь в случае восстания против киевской хунты, однако, как ранее и херсонцев, он предостерег от бессмысленной вооруженной борьбы, призвав их бороться мирными методами.
Отвечая на вопрос, может ли Запорожье стать коридором в Крым, глава ДНР допустил такую возможность, оговорившись, что надо находить чёткий баланс между желаниями и возможностями.
Захарченко также рассказал о том, что намерен в ближайшее время провести «прямую линию» с Киевом, однако счел некорректным подобный формат общения с Россией.
— Протестный потенциал Юго-Востоке очень высок. Но самостоятельно изменить ситуацию в стране он не сможет. Чтобы режим зашатался, необходимо изменить настроения в центре.
Судя по тому, что Захарченко планирует следующую линию с Киевом, это понимают и те, кто курирует лидера ДНР в Москве, — считает украинский политолог Юрий Городненко.
«СП»: — Захарченко считает, что если народ пойдёт по пути политической борьбы, то тогда можно избежать, по крайней мере, «горячей» стадии. Об этом он говорил еще херсонцам. Возможна ли сегодня на Украине борьба легальными методами?
— Возможна. Ведь смог небольшой Кировоград выйти на центральную площадь и своим недовольством приостановить процесс переименования в рамках так называемой «декомунизации». И это город, который считался «проукраинским». Могли жители маленького посёлка в Одесский области изгнать нацистов, приехавших разрушить памятник Ленину.
А вот миллионный Днепропетровск, считавшийся «пророссийским», спокойно чувствует себя под киевской хунтой. Подобные примеры дают основания утверждать: сегодня центр может сыграть более важную роль, чем Юго-Восток.
«СП»: — Захарченко вновь сказал о том, что Донбасс вернется в состав Украины только при определенных условиях: осуждение госпереворота 2014 года; суд над военными преступниками; восстановление преемственности по отношению к той Украине, которую радикалы похоронили на Майдане; свободные выборы; конфедерация. Возможно ли это? Или это такой тонкий намек, что Донбасс никогда не вернется в Украину?
— Я подписываюсь под каждым словом Захарченко. А главное, это не только необходимо, но это реально возможно. И никакие нацисты не смогут этому помешать, если поднимется центр.
Политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок
«СП»: — По словам Захарченко, если бы в 2014-м году удалось объединить Юго-Восток, жертв было бы намного больше. Так ли это? Действительно ли Донбасс принял весь удар на себя и спас тем самым остальные юго-восточные области от войны?
— Я думаю, что постмайданному Киеву и в голову бы не взбрело объявлять «антитеррористическую операцию» против половины территории Украины — от Одессы до Харькова. Это несло бы существенно более серьёзные риски для тогдашней власти, чем военные действия против отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Не следует забывать, что Александр Захарченко — политик, пусть и носит камуфляжную форму. Для политика и для руководителя важно вселять в людей надежду и показывать позитивную перспективу, в том числе интерпретируя события прошлого соответствующим образом. С этим он успешно справляется.
«СП»: — Один из вопросов, заданных Захарченко неким киевлянином, звучал так: почему с самого начала восстание Донбасса выстраивалось как восстание одного лишь Донбасса за его отделение от Украины, а не как восстание народа Украины против неконституционного захвата власти государственными преступниками? Захарченко считает, что единого народа Украины не было — он был расколот, причём по многим линиям. А как считаете вы?
— На Украине, начиная с 1920—1930-х годов, шёл процесс нацстроительства. Советское и постсоветское нацстроительство различались только в том, что, согласно доктринам первого, украинцы — это отдельный от русских народ, но, так уж и быть, «братский». Националистические же доктрины, доминирующие после получения Украиной независимости, отрицают какую-либо «братскость» с русскими и всячески подчёркивают различия и даже враждебность двух народов.
На Юго-Востоке до недавнего времени сильна была смешанная идентичность, близкая к советской модели. Первый и, тем более, второй Майдан и последовавшая за ним война запустили формирование уже новороссийской идентичности на отдельных территориях. Одновременно с этим, однако, остатки советской («братской») идентичности на других территориях стали интенсивно вытесняться украинской националистической идентичностью.
Украинский народ не был един, поэтому он и не мог расколоться. В регионах страны существовали разные идентичности, в некоторых случаях — совместимые, в других — нет. Сейчас идентичности, существующие на территории Украины, делаются всё менее совместимыми.
«СП»: — По словам Захарченко, для того, чтобы славянские народы никогда больше не враждовали друг с другом, надо «восстановить сознание единства нашего народа, всех его ветвей, при сохранении ими своей самобытности: языковой, культурной, экономической». Насколько это возможно в современных условиях? Какую роль играет главное, по словам Захарченко, лекарство — историческая память? Захарченко действительно в это верит или просто озвучивает то, что должен озвучивать?
— Славянское братство — концепция, которая была уничтожена трагическим примером такого многонационального славянского государства, как Югославия. Это просто не работает. Могут существовать братские отношения между отдельными людьми, в том числе не являющимися друг другу кровными родственниками, но «братские народы» — это самообман. Как только некоей общности людей на голову сваливаются «своя» государственность, «свой» герб, «свой» флаг, «свой» гимн и «свой» язык, эти люди волей-неволей начинают чувствовать себя отдельным народом. Этому способствует активная государственная политика в направлении нацстроительства. Если вас с рождения учили, что ваша страна — «не Россия», что вся история существования вашего народа — это история национально-освободительной войны против Московии, то вряд ли, услышав выступление лидера ДНР Александра Захарченко, у вас вдруг случится озарение, и вы скажете: «А ведь он прав! Мне всю дорогу врали до этого!»
Можно сколько угодно спорить о наличии или отсутствии серьёзных исторических, этнических и прочих оснований для существования отдельной от русских украинской нации. Если у вас есть атрибуты государственности, а также десятки миллионов людей, которые считают себя не русскими и не малороссами, а именно украинцами, то с этим фактом спорить бессмысленно. Есть технологии форсирования нацстроительства, как это было в советское время на окраинах государства. Но, единожды «создав» нацию, её нельзя взять — и отменить. Чем скорее в России это поймут, тем точнее будут выстраивать прогнозы на будущее в отношении своего приграничья.
«СП»: — Один из участников «прямой линии» говорит, что понимает «возможную логику некоторых деятелей: вернув Донбасс на Украину, мы подложим мину под режим хунты, но считает это блефом. США вгрызлись в землю Украины клыками. Только выбив клыки можно надеяться на Победу». Сам Захарченко категорически опровергает разговоры о «сливе». Кто прав?
— Даже в эпоху всеобщего унижения, в разгар ельцинизма, Россия не бросила Приднестровье, с которым у страны не было даже общей границы. В этой связи отказ России от поддержки Донбасса вряд ли можно рассматривать серьёзно. Другое дело, что вопрос о формальном признании провозглашённых народных республик на повестке дня тоже не стоит.
«СП»: — Захарченко говорит, что готов рассматривать Запорожье как коридор в Крым. Совсем недавно в Киеве предупреждали о том, что Москва может пойти на создание такого коридора.
— Исходя из соображений обычной географии, Керченского моста явно мало для того, чтобы обеспечить нормальную, в том числе транспортную, коммуникацию между материковой Россией и Крымом. Таким образом, Захарченко просто указал на очевидную вещь.
В настоящее время трудно себе представить как военный сценарий создания Запорожского коридора, так и какое-либо соглашение между Москвой и Киевом, регламентирующее некий транзитный проезд. В перспективе что-то из этого должно случиться.
«СП»: — Отвечая на вопрос, могут ли запорожцы рассчитывать на помощь вооруженных сил Новороссии, если они поднимутся против киевских фашистов, Захарченко не дает прямого ответа. При этом он фактически предостерегает запорожцев и жителей других областей Юго-Востока от насильственных действий. Как его понять? Возможны ли новые очаги сопротивления на Украине, и поможет ли им Донбасс?
— Нельзя оценивать события на Юго-Востоке летом 2016 года, исходя из положения дел лета 2014 года. Тогда существовали предпосылки вооружённых восстаний в других регионах, сейчас я таких предпосылок не вижу. Не потому, что Юго-Восток доволен политикой действующей власти, эта политика вызывает отторжение у людей различных идеологических направленностей. Пророссийские пассионарии понимают, что «крымский сценарий» на территории, располагающиеся севернее, не распространяется. А если так, то какой может быть перспектива восстания?
Дмитрий Родионов, "СП"
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
Запорожье, ДНР, Александр Захарченко, "прямая линия", гражданская война в Донбассе
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии5