Украина: очередной шаг в тупик
Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС
Президент Украины Петр Порошенко заявил о необходимости создания плана всеобщей мобилизации. Дескать, страна должна быть готова к полномасштабной внешней интервенции. Непонятно одно: ждет Порошенко нападения Румынии, Молдавии или все же Польши? Россия неоднократно на всех уровнях заявляла свою абсолютно однозначную позицию: наших войск не было, нет и не будет на территории Украины.
Вспомним, как проходила прошлая частичная мобилизация. Украинские мужчины были готовы на все, чтобы избежать призыва. Самолеты и поезда, пограничные переходы и теплоходы в другие страны были забиты потенциальными «вояками». Несмотря на всю агрессивную риторику, бежали, в основном, в Россию. Те, кому бежать было некуда, просто прятались. Многолетний партизанский опыт украинского народа никуда не делся. В итоге в армию попали или те, кому уж совсем некуда было прятаться, или идейные «самостийники». После многочисленных котлов похоронки получали семьи и тех, и других.
В итоге — хотят ли украинцы войны? Даже Савченко, которую все считали главным «ястребом» в украинском политикуме, отмечает, что народ Украины устал от кровопролития. Десятки тысяч погибли, еще десятки тысяч стали инвалидами. Миллионы людей, причем не только на востоке Украины, лично столкнулись с войной и ее последствиями. Причем цели этой войны, несмотря на серьезнейшую государственную пропаганду, далеко не очевидны. Все чаще звучит мнение о том, что война в Донбассе — еще один этап борьбы олигархических кланов за самые ценные в стране активы, металлургические и угольные предприятия.
Массовый народный энтузиазм возможен только тогда, когда люди доверяют властям, понимают, куда и зачем идет страна. Украина, к сожалению, никуда не идет. Она катится по наклонной: снижение уровня жизни, закрытие предприятий, рост госдолга. Перечислять можно долго. Украину постоянно сотрясают скандалы, связанные с коррупцией. И выражение «кому война, а кому мать родна» народ точно не забыл. На всех рынках страны продается камуфляж, некогда предназначенный для армии. Это тоже не добавляет гражданам энтузиазма
Падение доверия к режиму показывает постоянное, месяц за месяцем, падение рейтинга президента Порошенко. «Шоколадный король», так и не отказавшийся от своих активов, несмотря на все обещания, всеми силами цепляется за власть. Но многие козыри уже использованы: обещаниям уже не верят ни западные спонсоры, ни народ, «козел отпущения» в виде Яценюка уже тоже не только найден, но и «забит». Близкого к Порошенко Гройсмана виноватым назначить будет уже сложно.
Порошенко должен думать не о том, как призвать под ружье как можно больше людей, а о том, как реабилитировать уже прошедших через войну. Психологи утверждают, что все участники боевых действий, так или иначе, заражены «синдромом АТО». Поэтому после демобилизации силовикам трудно возвращаться к мирной жизни. В результате страна погрузилась в хаос преступности и беззакония. Власти еще не закончили и реформу полиции: так, только недавно она получила право проводить следственные действия. Опытных оперативников уволили, набрали «революционную» молодежь. Понятно, что об эффективности речи не идет. Картинка хорошая, презентацию о реформе западным партнерам показать можно, остальное — проблемы граждан, а не власти. Преступления стали гораздо более кровавыми: еще бы, ведь оружием фактически может обзавестись каждый. Неизвестно, сколько сотен тысяч единиц боевого огнестрельного оружия на руках у граждан Украины. Опыт Западной Украины показывает, что жители умеют прятать и хранить оружие десятилетиями: поначалу «правосеки» * были вооружены стрелковым оружием еще времен ВОВ, и это оружие, судя по фотографиям, было в отличном состоянии.
В результате государство фактически потеряло монополию на применение силы, которая является одним из важнейших признаков суверенного государства. Это признал и министр внутренних дел Арсен Аваков. Нормальный министр после такого фактического признания собственной абсолютной некомпетентности и провала работы должен был бы уйти в отставку. Однако Аваков выступает с программными интервью и уходить никуда не планирует. Именно из-за таких явлений многие эксперты относят Украину к категории «failed states», недееспособных государств. Ярчайший пример в этой категории — Сомали. Некоторые параллели действительно напрашиваются: в Сомали боевики и пираты, на Украине — праворадикалы и полевые командиры.
Никто не может сказать, сколько эта трагедия будет продолжаться. Все протесты жестко разгоняются. В интернете крайне популярна фотография удивленного Виктора Януковича с подписью — «А разве так можно было?». В который раз мы убеждаемся, что смена власти возможна только с поддержкой из-за рубежа. У нынешней оппозиции нет ни шансов, ни возможностей, ни даже желания сместить этот режим легитимным путем.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии4