Украине не обойтись без угля Донбасса
фото: lenta.co
Энергетическая ситуация на Украине продолжает ухудшаться. 6 июня украинские СМИ сообщили о том, что в стране возможны верные отключения электроэнергии в связи с ее дефицитом. Представители местных властей Киевской области рассказали журналистам, что графика отключений для населения еще нет, но из центра уже запросили список объектов, которые нежелательно отключать — больницы, роддома и так далее.
В некоторых районах Киевской, Запорожской и Донецкой области отключения уже начались. Правда, чиновники объясняют их увеличившейся нагрузкой на энергосети. Якобы, предохранители не выдерживают, когда население массово включает кондиционеры и прочие электроприборы. Но некоторые эксперты уверены, что это надуманная причина, а истинная цель отключений — в экономии энергии.
Дело в том, что с 1 июня Украина перестала получать уголь-антрацит из ДНР и ЛНР. В результате на некоторых ТЭС угля осталось на одну-две недели или даже всего на несколько дней. «СП» уже писала о том, что в результате дефицита Киеву даже пришлось в экстренном порядке закупать электроэнергию у Российской Федерации по цене на треть выше обычной. Это связано с тем, что Украина в прошлом году не стала продлевать договор на поставки энергии, и пришлось задействовать аварийную схему поставок.
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик попытался потом опровергнуть эту информацию, заявив, что никакого дефицита нет. Но факт поставок был зафиксирован «Системным оператором ЕЭС», кроме того, сам Насалик за несколько дней до этого призвал граждан и предприятия экономить электроэнергию.
Очевидно, поставки угля не были восстановлены, и сейчас ситуация стала совсем критичной. Причем проблемы могут иметь далеко идущие последствия. Мэр Киева Виталий Кличко сообщил, что подготовка к отопительному сезону находится под угрозой срыва. Не только из-за дефицита угля, но и потому, что «Нафтогаз Украины» заблокировал счета 104 энергокомпаний. На эти предприятия, которые не смогли вовремя найти средства, чтобы рассчитаться с «Нафтогазом», даже несмотря на многократное повышение тарифов, были наложены штрафные санкции общей суммой более 400 миллионов долларов. Кличко призвал правительство вмешаться в ситуацию и усадить представителей «Нафтогаза» и энергетический компаний за стол переговоров, иначе подготовка к отопительному сезону будет сорвана.
Член наблюдательного совета украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что если Киев не начнет закупать уголь и газ у ДНР, ЛНР и Российской Федерации, угроза энергетического кризиса в стране вполне реальна.
— Нельзя сказать, что это глобальные проблемы, но они действительно создают угрозу веерных отключений электроэнергии и срывов в отопительном сезоне. Главная проблема сейчас в нехватке угля антрацита. Он поставлялся в основном из Донецкой и Луганской областей, причем с тех территорий, которые Киев не контролирует. В июне ситуация с поставками ухудшилась. Если в мае завезли около миллиона тонн угля, то в июне — всего 50 тысяч тонн. Это мизерное количество. Соответственно, электростанции начали использовать уголь со складов, запасы стали быстро сокращаться. Одновременно с этим в страну пришла сильная жара, и увеличилось потребление электроэнергии, когда люди стали включать кондиционеры, вентиляторы и другие приборы. Стали возникать пики потребления электроэнергии, которые АЭС неспособны покрыть. Для этих пиков нужны ТЭС, которым пришлось жечь уголь.
Сейчас на складах в стране антрацита осталось меньше 300 тысяч тонн, а всего угля — около миллиона ста тысяч тонн. Это очень мало. Реально на некоторых станциях угля осталось на несколько дней. Пока что эта проблема не решена, она усугубляется. Мы исчерпываем свои запасы угля, и неизвестно, что будет предприниматься дальше. А ведь уже нужно создавать запасы угля на отопительный сезон. Необходимо накопить не менее полутора миллионов тонн антрацита. А сейчас есть в лучшем случае пятая часть от этого объема, и мы продолжаем его расходовать. На каком-то этапе Украине даже пришлось импортировать электроэнергию из России по высокой цене. Это была незапланированная аварийная помощь.
Энергосистема страны нестабильна. Нет понимания того, будет уголь или нет, нет понимания, сколько блоков АЭС будут работать. Сейчас из 15 блоков активны только 9. Падение промышленного производства привело к тому, что когда образуется избыток энергии, ее некому поставлять. АЭС ведь вырабатывают стабильное количество энергии, ее нельзя по желанию то уменьшать, то увеличивать. В итоге найти энергетический баланс очень сложно.
— Самое крупное из этих предприятий — «Киевэнерго». Они судились с «Нафтогазом», который насчитал им большую пеню в размере 400 миллионов гривен (16 млн долл., — прим. ред.) В итоге их счета заблокировали, и они не могут проводить никакие работы. Ситуация не очень хорошая. Например, две недели назад произошло чрезвычайное происшествие — сгорело несколько трансформаторов из-за того, что дерево упало на провода. Из-за заморозки счетов были проблемы с их ремонтом. В итоге около тысячи мегаватт приходилось брать из других источников. Это только частный момент, но он показателен.
«СП»: — И какое решение этих проблем?
— Возможно, мы будем вынуждены импортировать электроэнергию и уголь из России, импортировать уголь из других стран — ЮАР и прочих. Такая ситуация на самом деле повторяется у нас каждый год. В 2015 было то же самое. Проблема в дефиците угля, в том, что АЭС, с одной стороны, не дозагружены работой из-за падения промышленности, а с другой, не справляются с пиками. Поэтому каждый год у нас энергетические кризисы, теперь не только зимой, но и летом.
«СП»: — А министр Насалик на прошлой неделе сказал, что кризиса нет и мощностей хватает…
— Он говорил только о существующих мощностях. Но не факт, что все они могут работать. Кризиса нет только формально, по бумагам, а на деле он очень даже есть. Любой сбой, любой пик — и весь пазл рушится и возникает кризис.
Кроме того, министр вообще делает очень противоречивые заявления. В пятницу он просит предприятия и граждан сократить потребление электроэнергии, а через несколько дней говорит о том, что все отлично. Такое вообще для него характерно. Например, две недели назад он хорошо отозвался о так называемой «роттердамской формуле» для определения цены на энергетический уголь, а затем вдруг заявил, что нельзя на нее переходить. Разве министр не должен сначала разобраться, прежде чем делать такие заявления?
«СП»: — Почему поставки угля антрацита из ДНР и ЛНР не возобновляются, если ситуация критическая?
— Думаю, это связано с политикой. Возможно, стороны не могут договориться по вопросу выборов, внесения изменений в Конституцию Украины. Были какие-то разногласия с железной дорогой, которая используется для поставок угля. СМИ писали, что Киев отказывался платить зарплату людям, которые на ней работают. Мне сложно это комментировать, потому что это большая политика, и что там происходит знают только те, кто ей занимается.
— Сейчас у Украины несколько альтернатив — или увеличить закупки газа и угля, для чего нужно откуда-то изыскивать деньги, или действительно начинать веерные отключения электроэнергии, — добавляет украинский экономист Александр Охрименко. — Кажется, что зима далеко, а у нас все откладывают на потом. Но имеющихся запасов угля на зиму не хватит, и остро стоит проблема подготовки к отопительному сезону. В этом отношении опять-таки стоит вопрос — сколько покупать угля и газа и у кого? Так что риск отключения энергии и проблем с отопительным сезоном действительно существует.
«СП»: — Может ли Киев снова закупать уголь у республик Донбасса?
— По официальным данным антрацит в ДНР и ЛНР вообще не закупается. Мы говорим только о неофициальной информации из открытых источников. Но Госстатом эти поставки не фиксируются. Возможно, есть какой-то отдельный реестр этих закупок, но он не находится в публичном доступе. Кстати, сейчас по данным Госстата угля по состоянию на 1 июня в стране осталось всего на две недели работы ТЭС. В идеале его должно хватать на два месяца. Нужно обязательно закупать уголь, газ или мазут, а денег пока нет.
«СП»: — Но ведь украинские чиновники сами говорят о том, что поставки угля из народных республик были. Например, такие заявления делал глава Нацкомиссии по энергетике и коммунальным услугам Дмитрий Вовк…
— Да, они заявляют, а в Госстате это никак не отражено. И получается, что один министр заявил, другой — опроверг, третий сказал, что мы их неправильно поняли, а четвертый — что вообще об этом ничего не знает. Министр заявляет, что мы не покупает уголь у «сепаратистов», а другой чиновник говорит, что покупаем. Попробуй разберись, кто из них прав.
Анна Седова, "СП"
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2