Точка зрения: Российский спорт «топят за Крым»
Фото: Imago/TASS
Новость о том, что российские легкоатлеты не смогут участвовать в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, моментально вызвала бурю эмоций в российском обществе.
Решение спортивного арбитражного суда (CAS) в Лозанне, отклонившего иск Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) к Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом Елена Исинбаева назвала явной «заказухой» и «похоронами лёгкой атлетики».
Между тем, официальная реакция российского руководства крайне сдержанная, если не сказать — безвольная. Россия сожалеет о решении суда, отклонившего иск российских легкоатлетов в связи с запретом на их участие в международных соревнованиях, в том числе — на Олимпиаде, — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Да, новость не очень хорошая, нам предстоит проанализировать ситуацию с учетом принятого решения», — продолжил он.
Между тем, «не очень хороших новостей» в ближайшее время может стать много. Скорее всего, будут продолжены попытки отобрать у нашей страны право на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. А заявление Международного олимпийского комитета, который призвал федерации по зимним видам спорта прекратить подготовку к международным соревнованиям в России до конца 2016 года, говорит о том, что за российский спорт взялись всерьёз и надолго.
Насколько правильно ведёт себя в данной ситуации российское руководство? Есть ли России чем ответить на жесточайший прессинг наших спортсменов со стороны Запада?
— Накануне московской Олимпиады 1980 года я как раз работал в организационном олимпийском Комитете и занимался тем, чтобы минимизировать последствия бойкота со стороны Запада, — говорит депутат Госдумы РФ Вячеслав Тетёкин. — Наша задача тогда была убедить максимальное количество стран направить своих спортсменов в Москву, несмотря на противодействие со стороны США. Давление на СССР было огромным. Но советское руководство приняло энергичные, я бы даже сказал наступательные меры в ответ на планы Запада сорвать московскую Олимпиаду.
Я в составе делегаций побывал во многих странах Африки, мы разговаривали с членами олимпийских комитетов этих стран. Во всём мире разъясняли нашу позицию, в том числе относительно ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. А ныне наше руководство только и делает, что ждёт некоего объективного решения международных спортивных структур и судов, хотя изначально было ясно, что те просто выполняют политический заказ, пытаются потопить наш спорт за Крым.
«СП»: — Что сегодня Россия конкретно могла бы сделать?
— Надо работать с главами спортивных федераций, вести персональную разъяснительную работу. Симпатии большинства стран-членов ООН на нашей стороне. Авторитет нашего спорта в мире очень велик. В ряде международных спортивных ассоциаций большинство чиновников, принимающих решения — граждане отнюдь не западных стран. Все понимают, что Запад пытается устроить расправу над российским спортом. Поэтому на будущее надо мобилизовать наших потенциальных и уже имеющихся союзников. Пока же у нас, как это видно из действий российских спортивных чиновников, нет никакого плана, как действовать в данных ситуациях.
Во-вторых, стоит подумать о контрсанкциях. Хотя бы элементарно запретить въезд в Россию тем спортивным функционерам, которые принимали решение об отстранении наших спортсменов от Олимпийских игр. На самом деле, это не такая уж безобидная мера. В анкетах многих стран есть графа с вопросом, был ли человеку запрещён въезд в какое-либо государство?
— Мы просто не должны придавать большого значения всем этим спортивным скандалам, спровоцированным западными политиками, — говорит член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло. — На Западе знают, что в России любят спорт и гордятся достижениями своих олимпийцев. Именно поэтому бьют с этой стороны. Но как раз атака на спорт говорит о том, что Запад не может «ущипнуть» нас в других, более важных сферах. Во внешней политике нам давно уже не могут навязывать свои правила игры. В экономике антироссийские санкции не принесли ожидаемого эффекта. Поэтому остаётся портить настроение спортивными скандалами.
Кроме того, имеет место попытка расколоть российское общество, понизить в глазах россиян престиж власти.
Я же сторонник той позиции, что на нашу внутриполитическую ситуацию это не оказывает серьёзного влияния. Главное, чтобы мы сами слишком сильно не волновались по этому поводу. Спортсменов жаль, конечно. Для кого-то из них это был, возможно, единственный шанс выступить на Олимпиаде. Но надо понимать, что спортсмены ни в чём не виноваты, они оказались разменной картой в глобальной геополитической схватке.
«СП»: — Однако атаки на российский спорт — не просто попытка досадить России. Получается, что это довольно эффективная кампания по очернению имиджа нашей страны в мире…
— Я бы не сказал, что эти скандалы так уж сильно портят наш имидж. Даже на Западе не так мало думающих людей, которые понимают, что это чисто политические скандалы и никакого отношения к спорту они не имеют. Международный имидж России значительно укрепился после того, как нам удалось реально помочь Башару Асаду остановить наступление исламистов в Сирии.
«СП»: — Возвращаясь к спорту: мы должны делать вид, что ничего особенного не произошло и все эти допинг-скандалы не важны для нас?
— Я считают, что мы просто не должны впадать в истерику и устраивать «зеркальные скандалы» в спорте. В этом смысле Песков прав, когда делает спокойные, сдержанные заявления. Мы могли бы провести публичное, честное расследование, чтобы доказать, что наши спортсмены не используют запрещённые препараты.
«СП»: — Почему в ответ на надуманные обвинения мы должны на весь мир оправдываться, проводя расследование? Если уж публично проверять, то — спортсменов всех стран.
— Я против таких мер. То, что допинг принимают на Западе — это их личное дело. Нам надо показать, что наши спортсмены не виноваты и обвинения против них - сфабрикованные.
— Проблема в том, что с самого начала нового витка конфронтации с Западом стало видно, что зачастую нам нечем ответить, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Мы, по крайней мере, наша элита, от Запада зависит больше, чем он от России. Ещё когда только вводились антироссийские санкции, руководство России могло рекомендовать частным компаниям наложить мораторий на выплату долгов до момента снятия санкций. Это могло бы стать сильным симметричным ответом России, гораздо более эффективным, чем продовольственные контрсанкции. Однако этого почему-то сделано не было.
Вот и в спорте сейчас мы вряд ли чем можем ответить. Если мы объявим бойкот Олимпиаде в Бразилии, нас никто не поддержит, даже Белоруссия и Казахстан. Как показали крымские события, наши союзники не спешат «подставляться» ради России. Это в 1984 году СССР мог позволить себе бойкотировать Олимпиаду в Лос-Анджелесе. Тогда к нашему бойкоту присоединился весь социалистический блок, который провёл альтернативные игры.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии9