Черная пятница – игра на низменных инстинктах
В России вновь стартовала "Черная пятница" – мода последних лет, которая пришла к нам из США. Обычай этот чисто американский, так называют пятницу после Дня благодарения, когда стартуют праздничные распродажи, ведь до Рождества остается ровно месяц. В США он действительно насчитывает десятилетия, а сам термин появился в 1966 году с подачи одной из американских газет. Сейчас выражение Black Friday ассоциируют с выражением be in black, которое означает финансовую состоятельность и отсутствие долгов (антоним – be in red).
Но вполне логично предположить, что хороший день черным не назовут. На самом деле, термином "Черная пятница" мы обязаны полицейским и таксистам из Филадельфии, для которых первый день распродаж в 1966 году стал настоящим "черным днем". Всюду образовались огромные очереди, город встал в чудовищных пробках и утонул в уличных грабежах и других преступлениях, поскольку люди брали с собой большие суммы денег.
Так и сегодня в магазинах в дни распродажи начинается форменное безумие. Люди абсолютно теряют способность мыслить и превращаются в безумную, одержимую толпу. Занимая очереди с ночи, в первые же секунды открытия распродажи, они врываются в торговые залы, расталкивая друг друга и вырывая покупки из рук "конкурентов", хватая с полок все подряд. Ничем, кроме временного помешательства и помутнения рассудка, они потом не могут объяснить, зачем им понадобились три одинаковых телевизора или чайника. Дело в том, что в момент консьюмеристского безумия подобные покупки действительно кажутся выгодными, иначе явление не было бы столь массовым.
Фото:Rahel Patrasso/Zuma/TASS
Психологи выделяют сразу несколько факторов, которые заставляют людей терять голову в "Черную пятницу". Во-первых, магазины играют на чувстве дефицита. Зная, что предложение ограничено по времени и количеству, люди рефлекторно торопятся, хотя в течение года они совершенно равнодушно проходили мимо тех же самых вещей. Отсюда и очереди, места в которых многие занимают с ночи – первым посетителям больше достанется.
Но, во-вторых, продавцы стараются всеми способами убедить вас, что вы делаете чрезвычайно выгодную покупку. Зачеркнутые ценники с крупной суммой, большие яркие цифры с процентом скидки – все это действует на нас, как магнит. Именно это чувство ускользающей выгоды заставляет нести на кассу совершенно ненужные вам многочисленные телевизоры, пылесосы и фотоаппараты, которые потом будут передариваться нелюбимым знакомым и родственникам или просто пылиться где-то на антресолях. Психологи говорят: сколько денег вы ни возьмете с собой в "Черную пятницу", вы потратите их все до копейки.
Ну и в-третьих, покупки вызывают чувство удовольствия и легкой эйфории, особенно у женщин. Даже четко зная, что конкретно вы хотите, вы можете попасть под действие эндорфинов и потерять контроль над собой и своим кошельком. Почему бы не взять к одной нужной и давно запланированной покупке еще пять "заодно", "в довесок" и "ради такого случая"? Десяток пакетов в руках всегда сочетается с чувство глубокого удовлетворения у человека, выходящего из магазина, чем и пользуются беззастенчиво продавцы. Разочарование и осознание собственной глупости приходит только дома.
Фото: Rui Vieria/Fa Bobo/PIXELL
Все это позволяет магазинам сбыть устаревшие, невыгодные или откровенно залежалые товары, которые весь год пылились на полках. По статистике, многие торговые сети за рубежом делают от 25 до 40% годовой прибыли в "Черную пятницу" и следующие за ней выходные. Одни только американцы в 2014 году потратили 50 миллардов долларов в эти дни.
Неудивительно, что европейские, азиатские, а теперь и российские ритейлеры и онлайн-магазины некоторое время назад стали перенимать эту практику. "Черная пятница" со всеми ее неприятными атрибутами расползается по миру, как чернильное пятно. В каждой стране у распродажи есть свои особенности. Например, в Китае распродажи касаются в основном онлайн-платформ и их даты смещены примерно на две недели по сравнению с американскими.
В России, куда западная традиция пришла только три года назад, магазины ловят на жульничестве. Пытаясь извлечь еще больше выгоды из этих дней, ритейлеры так накручивают ценники перед распродажей, что в итоге цены оказываются ВЫШЕ, чем в обычные дни. То есть, весь положительный смысл Черной пятницы, если он в ней есть, окончательно исчезает. Кроме того, логистические службы интернет-магазинов всегда перегружены и доставка в эти дни осуществляется гораздо дольше.
Так что призываем вас быть благоразумнее и не попадаться на удочку магазинов, которые попросту хотят нажиться на покупателях. Все-таки, прежде всего, человек – это разумное существо, а не безмозглый потребитель, живой мешок с деньгами, в который нас пытаются превратить те, кому это выгодно.
Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.
Прямое пополнение:
На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии5