Керченская переправа вырвалась из льда

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

 

Воскресная солнечная Керчь от души провожает Масленицу. Ключевое слово здесь — «солнечная». Народ пляшет на площадях и поет караоке, водит масляничные хороводы и угощается блинами. Мэрия очень волновалась, как пройдет праздничная городская акция «Солнце в подарок». Потому что светило должно светить и греть, а еще вчера Керченский пролив окутывал стылый туман, и переправа стояла.

С Божьей помощью все в порядке. Утром движение по проливу возобновилось полностью. На линии «Кавказ — Керченский торговый порт» для перевозки грузовиков с товарами задействованы паромы «Борис Штоколов» и «Ейск». На линию «Кавказ — Крым» вышли огромные паромы-«греки» «Протопорос-4», «Елена», «Гликофилоуса-III» и героический «Крым».

Это действительно замечательное судно. Паром «Крым» единственный, кто смог последние недели осуществлять движение по «дороге жизни» из Тамани на Керченский полуостров и обратно. Остальные не имеют ледового класса. Проще говоря, не в состоянии пробиваться во льдах.

Февраль на украинской мове — «лютый». Февральские морозы словно испытывали на прочность российский Крым. Азовское море и Керченский пролив замерзли. Еще 11-го числа по морскому порту Керчи было объявлено начало ледокольной проводки. Это значит, со стороны Черного моря собираются караваны судов, чтобы брести за ледоколом. Иначе через торосы не прорваться.

…Сначала на море легла ледяная шуга. Крупнейшие паромные суда «Мария», «Лаврентий» и «Победа», которые обслуживали коммерческие грузовые линии, сразу встали у причалов. Оказалось, по шуге способны ходить только три паромных судна: пришедший из Скандинавии «Крым» и пара паромов малой вместительности — экс-турецкий «Борис Штоколов» и советский старичок «Ейск». К ночи 14 февраля «Ейск» затерло льдами. Вытянуть его пытался «Штоколов», однако не сумел. Сам два раза застревал во льдах и с большим трудом добрался до порта «Кавказ».

Примерно в полночь на помощь «Ейску» пришел ледокол «Капитан Мошкин». Ветерана едва дотянули в Керчь. Вскоре по фарватеру с особой силой полез матерый азовский лед. Сплошной снег и штормовой ветер, с порывами 20−25 м/с. Капитаны сообщали, что тяжелыми льдинами срезало сигнальные буи и фарватер почти не просматривается..

Хотя есть рисковые ребята, которым плевать. Балкер-навалочник под кипрским флагом «Greenwing» пытался самостоятельно пересечь Керченский пролив — и застрял как раз на пересечении фарватера между портами «Крым» и «Кавказ». Это еще сильнее усложнило морскую обстановку. По документам «Greenwing» перевозит зерно из украинского Мариуполя в Стамбул. Его вытаскивали из ледяного плена сразу два российских ледокола «Капитан Мошкин», «Капитан Крутов» и буксир «Адмирал Лазарев».

Всего февральскую ледокольную проводку в Азовском море обеспечивал ледокольный отряд ФГУП «Росморпорт»: «Капитан Мошкин», «Капитан Демидов», «Капитан Чудинов» и «Капитан Крутов». Им отчаянно помогало аварийно-спасательное судно «Спасатель Демидов». Ледоколы круглосуточно вели караваны по Керченскому проливу на Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог. И все равно сил не хватало. У входа в пролив со стороны Чёрного моря скопились сотни судов.

Сухогрузы могут встать на якорь и подождать. Однако фактически остановилось стратегически важное грузовое движение на переправе. Утром 16 февраля в очереди на паромы со стороны Таманского полуострова стояло 800 фур. К вечеру их число перевалило за тысячу.

У переправы начался «таманский бунт». Дальнобойщики полностью блокировали движение на единственной автодороге, ведущей к порту «Кавказ». Горячие события развернулись у припортового посёлка Ильич (Краснодарский край, трасса А-290 Новороссийск-Керчь). Дорожные мятежники поясняли, что это акция протеста — они шестые сутки не могут переправиться в Крым. На трассе, перекрытой тяжелыми грузовиками, образовалась пятикилометровая пробка.

Патрулям ДПС не удалось самостоятельно стабилизировать обстановку и расчистить путь. Сюда были брошены дополнительные подразделения полиции, подтянулся ОМОН. Важная подробность. На Тамани бузили дальнобойщики коммерческих линий. Именно они взяли в осаду накопитель в поселке Ильич, чтобы не пускать сюда конкурентов. Конкуренты — фуры-клиенты «Морской дирекции» Керченской переправы до сих пор переправлялись без очереди.

«Коммерсы» в ярости, у многих скоропортящийся груз, они требуют своих мест на паромах. Как результат, паром «Борис Штоколов» ушел на Крым полупустым: удалось погрузить только 17 грузовиков при вместимости в 27. Остальных протестующие остановили на трассе. Напряжение росло, дальнобойщики уже не пускали не только фуры, но и пассажирский транспорт — междугородние автобусы и легковые авто.

Только ночью силовики Кубани смогли восстановить движение на автодороге к порту «Кавказ». Для «водил», вынужденных коротать время в ожидании хорошей погоды, в накопителях развернули походные кухни — мясная каша и чай.

Приходилось жевать гречку с тушенкой и горестно наблюдать, как истекает срок хранения «молочки» и на глазах чернеют переспевшие бананы. От таких убытков впору бежать на берег, расталкивать льдины и реально топиться! Если в Краснодаре килограмм бананов стоит 35 рублей, в Крыму обезьянье лакомство легко продают за 80−90…

Только к 20 февраля «благодаря улучшению погодных условий пролива» была окончательно отменена ледокольная проводка в акватории морского порта Керчь и на подходах к нему, а также полностью, в штатном режиме восстановлена работа Керченской переправы. Паромы шли трое суток, до 11.00 Дня защитника Отечества, когда вновь резко ухудшилась погода.

К счастью, праздничные проблемы закончились быстро. Уже вечером 23 февраля пассажиры, легковой и грузовой транспорт вновь потоком шли на Кавказ и обратно. Люди высыпали на палубы и с восторгом наблюдали небывало мощный и красивый салют, пять минут гремевший с морского мола Керчи. В общем, «Ура!..»

Теперь героем ходит экипаж автомобильного парома «Крым». Когда остальные беспомощно остановились у обмерзших причальных стенок, он единственный пробивался сквозь льды Керченского пролива.

Капитан Владимир Усатый — скромный человек, но в своем городе-герое славу заслужил. Его старенькое судно построено в Норвегии и в южных водах тоже оказалось самым надежным. Ни разу не остановилось, хотя теряло ход и тяжко маневрировало, когда восточный ветер прибивал льдины к керченским берегам, а с запада гнало лед к Кавказу.

Особенность конструкции «норвежца» — специальная защита винтов, наваренная на днище. Потому не страшны ни льды, ни мели. Конечно, если на капитанском мостике стоит настоящий профи. Еще один плюс — сходни-аппарели открываются и на носу, и на корме. Зато те же «Штоколов» и «Николай Аксеенко» — первый российский автомобильный паром, построенный для Керченской переправы — работают только кормой. Из-за шуги они не могли сами развернуться в портах, приходилось толкать буксирами.

Капитан Усатый особо заявил землякам-журналистам:

— Хочу поблагодарить свою машину, без нее мы бы ничего не сделали, и команду, матросов, каждого члена экипажа. Никто не сдрейфил, все свою работу максимально выполняли.

По чистой воде паром «Крым» пересекает пролив за 15−20 минут. Один рейс — 10 междугородних автобусов и полсотни легковушек. В ледовой обстановке рейс растягивается на час и даже больше. Что будет в начале марта, Владимир Усатый прогнозировать не берется:

— Если с Азова пойдут слишком тяжелые льды, мы ходить не сможем. Но надеемся, что южные ветра поработают и разобьют льдины. Тогда будем держать безопасный ход.

Сергей Ильченко, "СП"


Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.

 

 

Прямое пополнение:

На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.