Морское дно надежнее: Европа перестала доверять Украине российский газ

Позиция Федерального сетевого агентства Германии (Bundesnetzagentur), не увидевшего законодательных препятствий для реализации проекта "Северный поток-2", все еще может быть оспорена. Таким мнением с ФБА "Экономика сегодня" поделился старший научный сотрудник Института экономики РАН, доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, кандидат экономических наук Иван Капитонов.

"Это внутренние противоречия Евросоюза, которые уже давно вызывают серьезные дебаты в Брюсселе. Еще год назад юротдел Еврокомиссии заявил, что положения Третьего энергопакета ЕС неприменимы к "Северному потоку-2", но ряд сил в ЕК пытались доказать обратное. Пока существует такая неразбериха, вопросы вокруг строительства газопровода будут возникать регулярно – единую позицию Брюссель выработать не может из-за слишком большого числа заинтересованных участников, отстаивающих свои интересы", - отмечает эксперт.

Ранее руководитель германского сетевого регулятора Bundesnetzagentur Йохен Хоман направил письмо с отзывом по проекту "Северный поток-2" в Еврокомиссию. Согласно документу, агентство не видит законодательных препятствий для проекта строительства газопровода - нет законодательных препятствий ни на уровне Евросоюза, ни со стороны Германии, поскольку морские газопроводы под европейское регулирование не попадают. Хоман подчеркнул: Такой подход официальным Берлином "безоговорочно" разделяется. "Применение к "Северному потоку-2" иных требований было бы очевидной дискриминацией", - убежден глава Федерального сетевого агентства.

"Позиции Германии в этом вопросе незыблемы – она хочет получать газ бесперебойно и гарантированно, а вторая нитка "Северного потока" сможет Берлину это гарантировать. Однако ситуацию "раскачивает" Польша, которая на сегодняшний день наравне с Украиной получает немалые деньги за транзит по своей территории в Европу российского газа. Вполне понятно, что лишаться этих доходов Варшава и Киев не хотят, потому постараются сделать максимум, чтобы блокировать строительство "Северного потока-2", - подчеркивает эксперт.

Третий энергопакет и политическое давление Германии

Трубопровод должен пройти по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Пропускная способность каждой из двух ниток - 27,5 миллиарда кубометров в год. Новый газопровод удвоит мощность первого "Северного потока", маршрут которого в основном и повторит. Капитальные затраты в проект оцениваются в €8 млрд, а общая стоимость с учетом привлечения проектного финансирования - в €9,9 млрд. Модель финансирования проекта все еще обсуждается. Ввод "Северного потока-2" в эксплуатацию намечен на конец 2019 года.

Третьего энергетического пакета ЕС для российского поставщика энергоносителей направлен на то, чтобы обеспечить более высокий уровень конкуренции в Европе. И ставит целью обязать компании в сфере ТЭК разделить бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей, предоставив доступ к магистралям третьей стороне. Пока же документ, состоящий из двух директив и трех регламентов, активно оспаривается Берлином – одной из стран-создателей Евросоюза. Третьим энергопакетом Брюссель планировал защитить интересы Украины – обязать Россию транзитировать газ по ее территории и после 2019 года, когда истечет срок нынешних соглашений между Москвой и Киевом.

"Казалось бы, Германия должна бы своим политическим влиянием продавить вопрос беспрепятственного строительства "Северного потока-2". Но как мы видим, дискуссии на эту тему затянулись уже на годы, то есть Берлин не в силах повлиять на ситуацию – слишком велико влияние других игроков. При этом германские политики начали осознавать: даже несмотря на то, что Украина в нынешнем году выполнила транзитные обязательства, бесперебойности поставок в будущем это не гарантирует. Дело в том, что украинская газотранспортная система сильно изношена, вкладывать деньги в ее модернизацию и ремонт Европа и Киев не хотят, а Россия не может. Рано или поздно с поставками российского газа начнутся проблемы.

Германия осознала: альтернатив "Северному потоку-2" уже нет, вероятность технологических проблем на Украине растет с каждым годом. При этом Киев будет совсем не прочь заключить соглашения о транзите газа по своей территории и после 2019 года – от этого зависят доходы украинской экономики. С учетом этого, вряд ли будет существенно повышаться цена или выставляться ультиматумы – Киеву это просто не выгодно.

Но едва ли на это пойдет "Газпром" – для него это дорого и чревато рисками. Ведь в любых технологических проблемах на своей территории Украина по традиции обвинит Россию. Европа же, не получив газа, также предпочтет обратить претензии к поставщику, а не транзитеру. Понимая это, Москва делает все, чтобы форсировать строительство "Северного потока-2", наращивать усилия в этом будет и Берлин. Но риск того, что прокладка газопровода может в любой момент остановиться из-за политического противодействия, сойдет к нулю лишь когда по "трубе" пойдет первый газ в Европу", - делает вывод Иван Капитонов.

Максим Бут


Помощь ополчению Донбасса! Помощь армии Новороссии!

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.