Киев объявил Москве 24-ю войну
Фото: Zuma/ТАСС
Конфликт в Донбассе является 24-й войной Украины с Россией. Об этом в среду, 5 апреля, в эфире телеканала ZIK заявил бывший украинский президент Виктор Ющенко.
Ющенко призвал «называть вещи своими именами», а конфликт на Востоке — одной из многочисленных «национально-освободительных войн».
«Это 24-я война с Россией. В контексте этого нам надо приостановить дипломатические отношения, запретить общение между гражданами, торговлю, оказание услуг и перемещение капиталов», — отметил Ющенко. Он добавил, что на Украине до окончания противостояния должно быть запрещено проведение любых выборов, внесение изменений в Конституцию страны.
Что это за 23 войны между Россией и Украиной? Проведя опрос экспертов «СП» так и не нашла ответ на этот вопрос.
— Может, он каждый «котел» последних лет за отдельную войну считает? — задается, в свою очередь, вопросом директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— А вообще, братья Ющенко — известные «историки». Они ведь отсчет истории Украины ведут еще с культуры Кукутень (они ее называют Трипольской). Может, Ющенко еще в те времена российско-украинские войны обнаружил. Я, правда, не в курсе, кто во времена Кукутень играл роль России — это надо у этого «историка» спрашивать.
«СП»: — Почему Ющенко так много и радикально выступает сегодня, при этом, когда он был президентом, его риторика была не столь радикальной, не говоря уже об осуществлении действий, которые он предлагает…
— А он ведь сам дал ответ на этот вопрос в цитируемом вами интервью! Он же сказал: готовятся досрочные выборы. Вот все «сбитые летчики» Украины срочно и активизировались, чтобы не выпасть при формировании списков и бюджетов.
«СП»: — Ющенко предлагает разорвать все связи с Москвой, в том числе прекратить перемещение капиталов и миграцию людей. Такое вообще возможно?
— На практике это теоретически возможно. Мы же видели, как боевики блокировали границы с Россией. Но при этом не будет же Ющенко блокировать заодно и Белоруссию — поедут через нее, как сейчас летают в Москву из Киева. То есть он просто создаст таким образом дополнительные сложности своим же, и без того страдающим, гражданам — и не более того.
«СП»: — Насколько, по-вашему, глубоки корни у этой риторики о вековом противостоянии России и Украины? Можно ли будет когда-нибудь ее окончательно похоронить?
— Окончательно в истории ничего не проходит. Не будет окончательной и безоговорочной победы одной Украины над другой. Уж сколько раз считали, что одна другую одолела раз и навсегда. Кто думал еще в 1970-е, что бандеровщина станет официальной религией Украины спустя какие-то 20 лет? Но противостоять этому, бороться с этим на идеологическом и историческом фронтах можно и нужно. К сожалению, в Москве это не понимали в 1990-е. Сейчас пожинаем плоды этого непонимания. Очень надеюсь, что уроки извлекут, в конце концов…
— Киев неоднократно предлагал миру заменить реальную историю ее альтернативной версией, согласно которой первым украинцем был Адам, а подводные лодки запорожских казаков на Черном море держали в страхе турецкий флот, — напоминает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Кстати, что касается подводных лодок, не шучу. Сам видел образовательные фильмы по украинскому телевидению, когда до переворота бывал в Киеве. Что касается Ющенко, то, думаю, Порошенко готовится к внеочередным выборам или к введению диктатуры и привлек его себе в помощь.
«СП»: — Тезис о национально-освободительной борьбе Украины против России — насколько это современное явление? Или это было всегда?
— На эту тему нужен отдельный разговор. Если кратко, то, что сейчас называют украинским национализмом, рождено в недрах Австро-Венгерской империи, геополитического соперника Российской империи. На мой взгляд, это многое объясняет. Ну а во время Великой Отечественной войны национально-освободительной борьбой, как известно, оправдывали свои зверства объединившиеся с фашистами бандеровцы. То есть если и говорить об истории национально-освободительной борьбы на Украине, то вся она какая-то коллаборационистская, предательская, всегда в чужих интересах, а не ради своего народа.
«СП»: — Что, кстати, за 24-я война? А еще 23 это что?
— Не хочу вестись на эту провокацию. Но уверен, что Ющенко включил в свою версию истории операции бандеровцев и их последователей во время Великой Отечественной и по ее окончании. Ведь Бандера — герой современной Украины. Да что операции! Не сомневаюсь, что всю фашистскую агрессию он считает освободительной войной, единственной целью которой было выгнать «русских угнетателей» с Украины. Думаю, даже Северную войну, в которой гетман-предатель Мазепа выступил на стороне шведов, Ющенко записал в плюс Украине как ее войну с Россией. Приписывать себе чужие заслуги, даже такие сомнительные — это в стиле современных украинских политиков.
«СП»: — Ющенко говорит, что на Украине «до окончания противостояния должно быть запрещено проведение любых выборов, внесение изменений в Конституцию страны». А окончится ли это противостояние когда-нибудь? И останется ли Украина по окончанию этого противостояния?
— Это самый главный тезис Ющенко. Вся остальная шелуха — для того, чтобы «упаковать» вот эти слова. Заявление сделано в интересах существующего режима. Как я уже сказал, Ющенко сейчас играет на стороне Порошенко. А тот понимает: удержаться у власти на какое-то время, чтобы успеть хапнуть еще кусочек пирога, можно только с введением военного положения и делегированием ему диктаторских полномочий. Сохранится ли после этого Украина? Об этом, когда под ногами горит земля, думать не приходится.
«СП»: — Ющенко предлагает разорвать все связи между нашими странами, запретить торговлю и даже общение граждан. Насколько это вообще возможно на практике?
— Желание зажмуриться, закрыть глаза, открыв которые, не обнаружишь по соседству России, — это желание сопровождает киевский режим все последнее время. Но так откровенно его никто еще не проявлял. Нет России — нет проблемы. Украинскую идентичность сейчас пытаются сформировать именно на противостоянии России. Общение между народами, понятное дело, не позволяет реализовать эти безумные планы. Создателям «украинской нации», которая ничем не связана с Россией, нужны стерильные условия. Рассказывать о русских как о существах с рогами и копытами можно только тем, кто русских в глаза не видел. Одной переписанной истории для этого мало. Необходимо разорвать нынешние связи между народами. И экономические, и политические отношения в данном случае даже вторичны. Предлагается прервать личные контакты, сделав их уголовно наказуемым деянием. Это, конечно, невозможно в современных условиях. И, что примечательно, противоречит тем самым европейским ценностям, за которыми Украина ринулась в Европу. Значит, вряд ли произойдет. Но то, что подобные мысли будоражат умы представителей украинского политического класса, говорит об окончательной деградации украинских политиков.
— Это надо узнать у самого Виктора Андреевича, чьё воспалённое сознание уже не в первый раз ищет войны с Россией, что это за 24-я война, — считает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Лично я ни одной не могу насчитать. Да, были случаи, когда в ходе русско-польских войн часть украинцев воевала на стороне Польши. Да, был гетман Мазепа, был Петлюра, был Бандера, но они не представляли большинство украинцев. И тем более они не представляли Украину как страну, которая возникла на карте только в 1991 году.
О «национально-освободительной борьбе с Россией» украинские националисты говорят примерно лет 150. Кто-то — в более жёсткой форме, кто-то — в более мягкой. Просто не существует иного способа объяснить, почему существует Украина, кроме как противопоставить её России и высасывать из пальца отличия между великороссами и малороссами… Скажем, грузинам и латышам не надо доказывать, что они не русские, и поляками доказывать это не надо. И так ясно, что они — другие народы. А насчёт украинцев вопрос есть… Об отличиях писал ещё историк и политик Михаил Грушевский, взгляды которого на самой Украине разделяло отнюдь не большинство. В какой-то степени Ющенко можно считать его продолжателем…
«СП»: — Сегодня Ющенко более радикален, чем во времена своего президентства. Почему?
— Чем ближе было к концу его президентство, тем чаще он говорил о противостоянии с Россией. Это при нём на государственном уровне начали чтить Ивана Мазепу, Симона Петлюру, Степана Бандеру, Романа Шухевича… Это при нём стали превозносить как вселенское событие не очень значительную битву под Конотопом 1659 года или сражение киевских гимназистов с большевиками у Крут в начале 1918-го… Можно сказать, что именно президентство Ющенко заложило ту русофобскую идеологию, которая сегодня на Украине дала всходы. Просто тогда ещё не лилась кровь, но почву для будущей войны удобрил именно Ющенко.
«СП»: — Если нынешние власти признают, что это война, почему бы действительно не приостановить дипломатические отношения, запретить общение между гражданами, торговлю, оказание услуг и перемещение капиталов? Было бы логично…
— Потому что Пётр Порошенко и Владимир Гройсман отлично понимают, что войны с Россией на самом деле нет. У Порошенко есть в России бизнес-интересы, и поступиться ими он не хочет. Запретить общение между гражданами — это за сколькими миллионами следить придётся, с кем они в интернете переписываются? Запретить переводы — а как тогда заробитчане из России переведут средства, чтобы кормить родню на Украине? Это лицемерие. Западу и народу рассказывать про войну, на самом деле зная, что войны нет. Если же действительно Россия будет вынуждена ввести войска на Украину — самостийным болтунам мало не покажется.
«СП»: — Смогут ли две страны когда-либо стать нормальными соседями или они могут существовать только в формате единого политического проекта или постоянной конфронтации?
— Проблема в том, что Украина и (в меньшей степени) Белоруссия — это своего рода проекты «Антироссия». Никакой иной основы, кроме противопоставления себя России (в более жёсткой или мягкой форме) у них нет. Поэтому налёт такого противопоставления будет присутствовать ещё очень долго. В конце концов, могут установиться отношения, подобные Германии и Австрии, Чехии и Словакии, Дании и Швеции с Норвегией… Но на это потребуются годы. В конце концов, три восточнославянских народа обречены на особые отношения и тесное сотрудничество, но расхлёбывать нынешнее положение дел придётся, повторю, долго. В особенности самой Украине…
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.