Участие студенчества в деятельности добровольческих организаций

Добровольчество, или как его чаще называют сегодня - волонтёрство, является неотъемлемой частью общественной жизни молодёжи. Непоколебимо растет количество привлекаемых к добровольчеству студентов. Но из разряда качества «доброй воли», когда души прекрасные порывы не позволяют сидеть на месте и толкают протянуть руку помощи,  оно превратилось в наши дни в отдельное направление деятельности общественных организаций и студенческих объединений. Быть добровольцем нашего времени – это не просто заниматься решением социально значимых проблем и раскрывать свой человеческий потенциал, но и идти в ногу со временем и пользоваться уважением в молодёжной среде. Понимание исконной сути добровольчества как бескорыстной помощи окружающим вытеснено на периферию общепринятых представлений, в результате чего размывается нравственный аспект добровольчества: помогаю не потому что «хорошее» заложено на ценностном уровне, а хороший, потому что помогаю. И часто жду поощрений за своё примерные общественные деяния.
 
Сегодня можно выделить следующие основные мотивы добровольческой деятельности в студенческом течении: реализация личностного потенциала, общественное признание, чувство социальной значимости, самоопределение, самовыражение и др. Но, зачастую, мотивация имеет другие оттенки. Изучая работу студенческих объединений, можно с уверенностью сказать, что большую роль играет финансовая заинтересованность студентов, т.к. активная волонтёрская деятельность позволяет получать повышенные стипендии, премии и другие поощрения.  Это ставит на второй план формирование социально – нравственных ценностей у человека, что является основным компонентом добровольческой деятельности.
 
Да, активно участвующий в этих объединениях молодой человек получит определенный опыт работы и общения, но он воспринимает это как банальный способ заработка. Студенты упустят самый основной (гуманистический) аспект добровольчества, потеряют способность ценить общественно полезный труд. Это является серьезным противоречием в самом понимании добровольчества.
 
Нивелировка нравственных ценностей добровольчества в студенческом движении, активная демократизация общественного молодёжного течения начинается в период Перестройки, когда наравне с официальными детскими и молодёжными общественными движениями, такими как ВЛКСМ, пионерским движением, возникают самодеятельные политические молодёжные организации (Российский Союз молодых демократов, Оргкомитет союза учащейся молодёжи). Что толкает молодёжь объединяться и действовать?! Это и желание интересно организовать свой досуг, и раскрыть творческий потенциал, и, в конце концов, приобщиться к большой политике, стать нужным для своего государства.  Как показало социологическое исследование 1989 года, на вопрос «Кто, по Вашему мнению, вносит больший вклад в Перестройку?» более 20 % пришлось на долю общественных неформальных движений. Сердца людей требовали перемен и становились активными инициаторами и участниками этих изменений, сердца же молодёжи возглавили прогрессивную демократическую общественность. Однако деятельность студенческого движения всё чаще концентрировалась вокруг демократических требований в духе времени и политических преобразований. Примером тому может служить форум студентов и молодёжи в Москве в ноябре 1989 года, основными вопросами для обсуждения на котором стали: наделение ВУЗов большей самостоятельностью, повышение минимальных размеров стипендий, изменение системы преподавания обществоведческих дисциплин и др.
 
В связи с достаточно быстрой реакцией Правительства и Госкомитета на смелые заявления студентов и принятием конкретных шагов по реорганизации высшей школы (повышены стипендии, изменено содержание программ дисциплин) студенческие группы и союзы решили переключить своё внимание на более «актуальные» и «общезначимые» национальные проблемы, международные контакты и связи. Ничто не прошло бесследно, и уже в 1990 году в работе студенческих союзов и самоуправлений активно процветали националистические тенденции, особенно ярко можно проследить это на примере студенческих объединений Украины (Украинский студенческий союз), Грузии, Молдовы. Так УСС в своих уставных документах подчеркнул желание членов организации примкнуть к оппозиционным существующему режиму группам и принимать участие в их деятельности, фактически выступить с ними единым фронтом.
 
Расширяющийся спектр деятельности студенческих неформальных объединений, их ценностная мотивация и политический посыл в 1980-90 гг. привёл к расслоению студенчества и повлёк за собой существенные изменения в молодёжном неформалитете. Очевидно, что и сегодня, когда государством поставлена задача, чтобы ВУЗы и СУЗы были не только образовательными центрами, но и базисом духовного развития личности, совершенствования нравственных идеалов, важно не потерять глубинного смысла  «добровольчества» и не стать заложниками  политических игр. Нужно с раннего возраста воспитывать чувство долга перед страной, семьей, обществом и делать упор на социально-нравственное воспитание личности. Тогда в дальнейшем деятельность студенческих объединений не будет походить на форму проведения досуга, наработку социального капитала и студенческое правозащитное течение, но станет незаменимым кадровым потенциалом с целью позитивных преобразований в стране.
 
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.