Это потрясающе! — шок поляков от поездки по «умирающей» России
Польская семейная пара, авторы блога о своей жизни и путешествиях PituPitu, опубликовала впечатления от железнодорожной поездки через всю Россию. Рассказ оказался ошеломительным.
Должно было быть грязно, страшно, жарко и омерзительно. Должно было не быть хорошей еды. Мы должны были ради безопасности опрыскивать матрасы инсектицидом и на ночь класть одеяльце под Леося (ребенок – прим. РВ). Туалет должен был быть нашим главным врагом, наравне с теснотой и бесконечно тянущимся временем.
Ну а с чем же ещё ассоциируется путешествие по Транссибирской Магистрали? С поездами типа «старые, плохие PKP (Польские Государственные Железные Дороги — РВ)»? С вагонами 70-х годов прошлого века, вечно занятыми грязными туалетами?
Если у нас, в цивилизованной Западной Европе, в стране экономического чуда, среди молочных рек и кисельных берегов ещё до недавних пор именно так выглядели все поезда без исключения (сейчас исключения, конечно, есть), ну, так как же могло быть там, далеко на востоке, в дикой по нашим понятиям России?! Ну, любой сказал бы, что плохо.
А тут — обалдеть! Но по порядку.
Первая ночь в поезде Транссибирской Магистрали
Мы возвращаемся в ту прекрасную, тёплую июньскую ночь, на перрон поездов дальнего следования Ярославского вокзала, в ту минуту, когда в поезд № 68 на трассе Москва-Абакан вошли трое туристов в состоянии истерики и взволнованный поездом трёхлетний малыш.
Мы внесли наш багаж, коляску, Леося с шариком, несколько подручных сумок и через несколько минут почувствовали, что поезд тронулся! Мы «дали пять» друг другу, запустили русскую музычку и всё никак не могли поверить, что у нас и вправду получилось.
Мы ехали в неизвестность, в белое пятно на нашей карте Европы, абсолютно не зная, как всё то, что началось в эту минуту, пойдёт дальше.
А в поезде начался настоящий фестиваль изумления, который длился на протяжении всего нашего путешествия.
В купе нас ждали уже постланные постели, свежие газеты, полотенца и КОНДИЦИОНЕР! Лео переживал позитивно вместе с нами — первое, что он сделал, это запрыгнул на верхнюю «палубу» и разложил игрушки.
Он радовался, что может спать наверху (известное дело, дети и двухэтажные кровати), но, в конце концов, я убедила его спать внизу. Относительно размещения багажа — наше купе было очень просторное, даже коляска уместилась под сиденьем!
К сожалению, то ли мы не сумели включить воду в туалете, то ли была какая-то авария, но волей-неволей нам пришлось объявить День Ребёнка (когда ребёнку разрешают не принимать душ перед сном, в Польше это иногда в шутку называют Днём Ребёнка — прим. РВ). Действующие розетки мы нашли в коридоре.
А пани проводницы приносили нам по очереди:
— одноразовые тапочки (!),
— воду в бутылках,
— горячий ужин (очень хороший!), с одноразовой солью, перцем и мятными леденцами в качестве бонуса,
— пирожное (1),
— одноразовую пасту и зубную щётку (!),
— освежающие салфетки (!).
Когда все мы готовились ко сну, пани проводница разложила в коридоре дополнительный коврик, чтобы было чище ходить в туалет в тапочках! И вдобавок спросила, во сколько нас разбудить утром…
Когда мы ехали на этом поезде, мы уже знали, что будет хорошо, что условия не такие плохие, на какие мы были настроены. Нас совершенно поразило обслуживание, направленное на заботу о клиентах, а также еда. Правда, это был довольно старый поезд, но очень хорошо содержащийся и чистый.
Как впоследствии оказалось, это был самый слабый с точки зрения внешнего вида и оборудования из тех четырёх поездов, на которых мы ехали во время нашего путешествия.
В то же время это был самый короткий этап и самый дешёвый из всей поездки (150 – 180 злотых в зависимости от места вверху/внизу). Мы специально выбрали ночной поезд, чтобы сэкономить время, не утомляя Лео в самом начале путешествия, и выспаться перед целым днём в Нее.
Когда мы, ошеломлённые тем, что происходит, где мы и что делаем, уснули, было, кажется, 2 часа ночи.
Check! № 3 — сойти на правильной станции
Утром, за полчаса до прибытия, согласно нашей просьбе, пани проводницa сообщила нам, что сейчас будет Нея. Мы не спеша выпили кофейку в традиционных подстаканниках, заказанного у проводниц за 3 злотых, позавтракали и упаковались.
Около 9 утра, проехав первые 590 км и 10 часов нашей трассы, согласно расписанию поездов с точностью до минуты, мы остановились на станции в Нее, в Костромской области.
Оказалось, что в том, чтобы выйти из поезда на правильной станции, не было никакой философии, кроме понимания русскоязычной проводницы. Мы вышли там, где нужно, йухууу! И ничего не забыли в купе (два раза йухууу!).
Ну, так как же выглядит Транссибирская Магистраль?
Вагоны
Современные, большие, с широкой русской колеёй. Железная дорога во всей красе. За порядком всегда следили две проводницы. Не предъявив документы, в поезд попасть нельзя. В коридорах почти всегда были электронные табло, показывающие точное время (всегда московское! Так, как было в билете) и ближайшую станцию.
Конечно же, обязательно самовары — в старом поезде был такой, работающий на угле, на случай аварии электричества. А в современном это были просто кулеры с холодной и горячей водой, как в офисах или приёмной у врача.
Здорово, что мы видели хоть один такой самовар в поезде!
Кулер справа — это, к сожалению, современная версия самовара… а в витрине кедровые орешки, масло ши, натуральные финики и всё такое.
В коридоре всегда находилось расписание движения с указанием, сколько времени на какой станции мы стоим. Конечно, везде было обязательно московское время. А также были вывешены плакаты вагонного магазинчика.
Самое большое изумление — туалет!
Я должна начать с этого, потому что это на самом деле потрясающе, и наверняка это одна из первых вещей, о которых думаешь, планируя такое путешествие. Туалеты в наших поездах были прямо чистейшие. Ничего не воняло.
Все были снабжены освежителем воздуха, везде хватало туалетной бумаги, полотенец, мыла и накладок на унитаз. Пани проводница и пан проводник проверял чистоту чуть ли не после каждого из пассажиров, пополняя нехватки, выбрасывая мусор и убирая в случае необходимости.
На некоторых длительных стоянках в так называемой санитарной зоне туалет освежали — как только мы останавливались на перроне, ожидавшая уже бригада уборщиков с дезинфицирующим шлангом (они распыляли какую-то жидкость, обеззараживавшую всё помещение) и удаляющим нечистоты из туалета.
Там было до такой степени чисто, что Лео, играя в коридоре часто без ботиночек и тапочек, иногда без них же ходил также и в туалет.
Если бы у меня была хоть тень сомнения, что это будет омерзительно, я автоматически строго следила бы насчёт этого, но тут и в самом деле не было необходимости. На нескольких первых секундах ролика — туалет в поезде вагона премиум.
Туалет в вагоне второго класса на трассе Казань — Москва.
Обслуживающий персонал на Транссибирской Магистрали
Очень любезный, следящий за порядком. Всегда два человека. Один раз нам случилось, что среди обслуги был мужчина — более того, ужасный чистюля.
Он даже пылесосил нам купе в течение дня для большего комфорта… Проводники приносят еду в купе, а также в специальной одежде убирают, выбрасывают мусор. Они также следят за тем, чтобы каждый пассажир сошёл с поезда там, где ему полагается, а каждый ребёнок получил детский комплект.
Еда на Транссибирской Магистрали
Как вы уже знаете, у нас были билеты с питанием. В зависимости от длительности трассы оно было одно- или двухразовое. Однако всегда оно было очень вкусным и съедобным, горячим и давало ощущение нормальной еды в течение дня, столь важное для маленького ребёнка.
В вагонах второго класса премиум у нас был выбор одного из целых четырёх блюд! Кроме того, мы могли попросить подать нам еду в любое время (пани спрашивала нас, хотим ли мы съесть, например, поздний ужин или оставить это блюдо на следующий день — перед тем, как мы сойдём с поезда).
Наш международный комплект
Увы, тот, кто настроился на то, чтобы питаться местными деликатесами на станциях у бабушек, может быть очень разочарован — железная дорога, которая уже давно модернизируется, делает ставку на современность, а потому отказывается от непроверенных источников питания.
Уже несколько лет как торговля на перронах запрещена! Хотя это был один из символов этих путешествий, вы уже не найдёте на перронах бабушек с пирожками или котлетами собственного изготовления, продающих вкусные блюда за бесценок. Мы, по крайней мере, этого не видели.
Может быть, где-то дальше на трассе ещё можно это встретить? Этого мы ЕЩЁ не знаем. Пока что единственным товаром, который мы видели, были игрушки.
Еда, входящая в цену билета, несколько напоминала еду в самолёте, но была, по моему ощущению, более сытной и более вкусной. У нас был выбор — гуляши с кашами, овсянка, курица с соусом и тому подобные блюда. Адриан однажды заказал еду из вагона-ресторана — это было невероятно вкусно! Пан из обслуги принёс супер-суп (borszcz — так по-русски) прямо в купе.
Еда, входящая в цену билета, была очень вкусная, а что самое важное — горячая!
Вкуснейший борщ из вагона-ресторана стоил полтора десятка злотых в пересчёте.
Адриан заказал блюдо с кашей, но что-то напутал и получил… овсянку.
Купе всех наших поездов
Благоустройство отдельных поездов отличалось друг от друга, хотя это всегда был второй класс.
Поезд № 68, Москва — Нея.
Тут ещё раз для сравнения — что нас ждало в этом вагоне:
— очень сильно работающий кондиционер,
— прекрасное место для багажа, куда поместилась даже коляска,
— суперобслуживающий персонал, который поздно вечером подогрел нам обед — поздний ужин, а утром, как и договаривались, за полчаса до нашей станции дал нам знать, что уже пора.
Поезд № 14, Нея — Еккатеринбург
Поезд, в котором мы провели 21 час, и время это пролетело совсем незаметно! Он был лучше всего организован с точки зрения места для багажа (даже в изголовьях, очень вместительные), имел телевизор (но не работающий), розетки прямо около нашего купе в коридоре давали возможность безопасно зарядить всё, что надо.
Спальное место было устроено потрясающе — можно было так сложить полку, чтобы сидеть на диване, а постель спрятать в «потайном месте» в стене. Прекрасно придумано, благодаря этому постель днём не валяется по купе.
Вагон-ресторан (бар).
Вагон-ресторан.
Поезд № 15, Екатеринбург — Казань — Москва
Это был настоящий шок нашей поездки. Это купе второго класса премиум (то есть вторая степень из четырёх в этом поезде) на самом деле было совершенно ВИПовское. В нашем купе мы обнаружили:
— сейф,
— сиденья обтянуты эко-кожей,
— вешалки для одежды,
— глянцевые журналы, кроссворды,
— вход для наушников от телевизора рядом с каждым спальным местом плюс розетка,
— и, конечно, как везде — полотенце, тапочки, зубная паста, зубная щётка, кондиционер,
— телевидение с каналом сказок!!!
— магазинчик с самыми необходимыми вещами, также меню «на всякий случай» с такими, как: носки Pierre Cardin, прокладки Always, губка для обуви, большой выбор алкогольных напитков и блюд,
— обед на выбор из четырёх доступных, в том числе один вегетарианский,
— детский комплект: рюкзачок, шапочка, альбом и цветные карандаши,
— стаканы, входящие в оборудование купе.
Из недостатков: из-за всех этих наворотов было мало места для багажа, и наша коляска не поместилась под сиденьем, пришлось поставить её в коридоре около туалета.
Главная цель нашей экспедиции достигнута: мы узнали, что можно путешествовать по Транссибирской Магистрали в супер условиях за небольшие деньги. А значит, что самое важное: такое путешествие с ребёнком возможно!
Помощь пострадавшим в войне на Донбассе. Отчеты и текущая работа в разделе Гуманитарный Центр
Благодаря публикациям Бориса Рожина, Алексея Зотьева и Голоса Севастополя, и тем неравнодушным людям, которые откликнулись нам удалось оказать частичную помощь Виктории Магер, девочке, которая попала под обстрел ВСУ и получив сильное ранение, героически спасла сестру... Помощь Виктории Магер!
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1