«Соколы Порошенко» летят в Британию за памперсами

Фото: Zuma/TASS

 

Украинским летчикам в скором времени придется, видимо, брать частные уроки английского языка и этикета. Во всяком случае, тем из них, кто надеется оказаться в числе «перспективных пилотов», которых отправят на обучение в Королевский колледж ВВС Великобритании.

О том, что самостийных асов будут теперь обучать на берегах Туманного Альбиона, со ссылкой на пресс-службу Генштаба ВСУ сообщили накануне СМИ «незалежной».

Договоренность такая якобы была достигнута во время недавней встречи в Киеве начальника Генштаба Виктора Муженко с командующим Королевскими Военно-воздушными силами Великобритании сэром Стефаном Хилльером. В текущем году должен состояться визит делегации ВВС Украины на британскую авиабазу для изучения летной подготовки.

Особую заинтересованность у украинской стороны вызвали курсы выживания для пилотов в рамках учебно-тренировочной миссии «Orbital». Муженко надеется, что для его «соколов» они тоже будут организованы.

Из официального пресс-релиза неясно, какова численность курсантских групп, на какой срок их командируют, и, собственно, за чей счет будет проводиться обучение. Но даже не это самое важное. Главный вопрос: если новую поросль украинских асов будут готовить британские инструкторы, то на каких самолетах им придется летать?

Если верить мировым рейтингам военной мощи, которые можно найти в открытых источниках, то ВВС Украины занимают сейчас в этой категории 42 место. От трех воздушных армий, с авиапарком в 1100 боевых машин, которые перешли Киеву в 1992 году после распада СССР, на сегодняшний день осталось примерно семь десятков, преимущественно МиГов и Су. Советского, естественно, производства, многие из которых, просто в силу временного фактора, требуют уже серьезной модернизации.

Но поскольку все военно-техническое сотрудничество с Россией Украина обрубила, а свои ударные самолеты никогда не производила, единственная перспектива, которая перед ней открывается — это закупки подержанной натовской авиатехники. Только в этом случае обучение по британским «лекалам» украинских военных летчиков имеет смысл. Но так ли уж хорошо учат пилотов Королевских ВВС?

— Украинцы больше думают, на мой взгляд, о пиаре, чем о боевой подготовке, — комментирует ситуацию вице-президент Российской академии геополитических проблем, в прошлом — военный летчик, Владимир Анохин. — Британские ВВС никогда не отличались высоким качеством подготовки своих пилотов. Если сравнить с немецкой школой, французской и даже итальянской, то англичане где-то на средних ролях. Я не говорю, что они изображают в современном военно-авиационном театре шаги за сценой, но в данном случае вижу только политический пиар: мол, посмотрите, Украина сотрудничает с Великобританией, одной из ведущих стран Запада!

С военной точки зрения, ни одна страна не делает крутых виражей по отношению к своей летной школе. Наша русская, советская, российская авиационная школа, имеет свою особенность, свою специфику.

В авиационной технике различие между самолетами — огромное. Поэтому, скажем, готовить пилотов с нуля — т.е. брать со школьной скамьи, отправлять на эту авиабазу и там учить летать — это одно. А переучивать, пересаживать на другую технику, обучать другой тактике — это другое, это почти невозможно.

Ну, а чтобы подготовить пилота с младых ногтей, надо, как минимум, десять лет. Тут, как говорится, и падишах, и ишак, и даже сам Порошенко. Так что это чисто политический пиар. С военной точки зрения, это все не имеет никакого значения.

А что касается каких-то особых курсов выживания, то я напомню, что у нас школа выживания, — обязательный «предмет» для всего летного состава. Его наши ребята проходят и в теоретическом, и в практическом плане.

Так что никакой Америки этот Муженко не открыл. Просто на Украине сейчас считается признаком большого ума жонглировать «аглицкими» словами.

Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко, в свою очередь, напомнил, что в СССР летчики получали полное высшее образование:

— После пяти лет учебы они выходили с университетским дипломом. Подчеркну, именно с университетским. То же самое происходит и сейчас в России.

А западная методика обучения подразумевает, что «мухи — отдельно, котлеты — отдельно». То есть, образование у летчика среднее (по нашим меркам, колледж), плюс — летная подготовка. Соответственно, если брать общий уровень подготовки — как интеллектуальной, так и технической, то у наших ребят он выше. У нас и специальность называлась — не просто «летчик», а именно «летчик-инженер». Потому что пилоты получают большой массив именно чисто инженерных и практических знаний.

На Украине, я думаю, дела с этим всем обстоят плачевно. Но чему их научат британцы? Могут, наверное, в какой-то мере натаскать по части теории. Но какой, опять же, теории? Они эксплуатируют свои воздушные суда. Украина — свои. И конечно, совсем непонятно, на чем украинские летчики будут потом летать.

Очень сомневаюсь, что на Украине найдутся деньги на закупку авиационной техники. Только если их западные «партнеры» не выкинут очередной фортель, как принято в странах НАТО — они, как известно, своим вассалам сдают технику б/у, которая им, в принципе, уже не нужна. Причем, сдают под свои же кредиты.

Они ее просто уничтожили бы или поставили в пустыне Мохаве под солнышком греться. А так под кредит, который сами же выдали, отдают какому-то государству, которое платит за это денежки.

Это возможный вариант.

Что касается курсов выживания, то мне просто вспомнился случай четырехлетней давности на учениях, если не ошибаюсь, в Норвегии. Когда температура упала ниже двадцати градусов, британские морпехи отказались от выполнения учебно-боевых заданий по той причине, что мороз не позволял им пользоваться подгузниками.

Так что я не знаю, чему у них могут научиться в этом смысле украинские летчики. Глупости все это.

«СП»: — А Запад, вообще, может быть заинтересован в возрождении украинского авиапрома — военного, или гражданского — все равно?

— Западный авиапром и ВПК — это частные компании. Частный бизнес. Очень большой, очень денежный, но частный.

Наш ОПК — это государственный бизнес, государственные компании и предприятия. Понимаете, разницу?

Взять государственные деньги и отправить их в частные корпорации, это одна «песня». Взять деньги государственные и отправить их в государственные корпорации, это уже другая «песня».

А техника «Made in Ukraina» Западу и даром не нужна.

Живой пример, это транспортный самолет, который создавался на смену Ан-12, точнее, его аналог Ан-400. Украина везде кричала, что их «Антонов» нужен и Европе, и везде нужен… Оказалось, что фактически все эти антоновские машины — 140-й, 148-й, — были востребованы только в России. У Запада есть, на чем летать.

«Антонов» — это очень хорошая советская фирма, которая создала «Руслана», создала «Мрию». Не украинская, а именно советская. Вне зависимости от того, где она находилась. В конце концов, Антонов русским был.

Но Западу не нужны конкуренты, особенно технологические. Им требуется дешевая рабочая сила, даже не особо квалифицированная. Нужны рынки сбыта, чтобы покупали их товары. Поэтому самостийный авиапром планомерно убивается.

«СП»: — Но как они могли угробить за двадцать лет фактически три воздушные армии, доставшиеся им в наследство от СССР?

— Украине тогда достались не только самолеты. Им досталось большое промышленное наследие. У них не было долгов, потому что все международные долги СССР взяла на себя Россия. А как это получилось? Очень легко… Воровали.

И у нас бы это получилось, если бы Ельцин не передал бразды правления Путину. Мы шли по той же дорожке, только нам повезло, им — нет.

Один пример приведу. Когда на Украине после «раздела имущества» остались бомбардировщики Ту-160 «Белый Лебедь», мы начали переговоры, чтобы эти бомбардировщики забрать себе. Как вы понимаете, один стратегический бомбардировщик стоит очень и очень больших денег.

«СП»: — А они подписали соглашение с американцами в 1993 года и пустили почти всю дальнюю авиацию под нож…

— Да, рубили эти бомбардировщики на радость американцам. Для них, понятно, это счастье. Причем из двух первых машин, которые были уничтожены, одна имела налет 500 часов, года три ей всего было. А вторая — меньше ста часов. То есть, обе — новенькие, краска еще не облупилась. Есть даже фотография, на которой два американских сенатора наблюдают за процессом утилизации и радостно хлопают с ладоши.

А каждый такой ракетоносец, чтобы вы понимали, стоит 300−500 млн. долларов.

Я не помню точно, сколько они официально выплатили Украине по этому соглашению, кажется, десять миллионов долларов. И еще, наверное, по «десяточке» украинским политикам в карман.

Мы, кстати, предлагали существенно большие деньги. Но украинцы решили пойти на сделку с США и значительную часть стратегического авиапарка порезали. Уже потом наши с трудом договорились забрать остатки в счет погашения газовых долгов Украины.

Светлана Гомзикова

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.