Киевский торг: За 60 «пленников Кремля» отдадут 20 россиян
Украина снова готова предложить России обменяться заключенными. Об этом заявила первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.
«Украинская сторона готова передать тех двадцать россиян, которые удерживаются в украинских тюрьмах за нарушения украинского законодательства и участие в войне, для того, чтобы освободить Сенцова, Кольченко и других наших пленных», — сказала она.
При этом Геращенко не уточнила, сколько именно украинцев Киев хочет обменять на 20 россиян. Отмечается, что подробности предлагаемой сделки станут известны 4 апреля на встрече, которая пройдет в Минске.
«Для нас принципиально, чтобы мы могли освободить не только тех, кто остается на оккупированной территории, но и пленников Кремля», — подчеркнула она. Под «оккупированными территориями» подразумеваются народные республики Донбасса.
«Всего в российских тюрьмах удерживается более 60 украинцев и крымских татар… Тут важна только воля РФ. Пока мы видим, что, к сожалению, у РФ нет такой воли. Наши усилия нужно очень серьезно активизировать. Тут мы рассчитываем на серьезную поддержку наших международных партнеров. Мы проявили солидарность с нашими партнерами — Британией, США, европейскими партнерами в высылке российских дипломатов. Мы ожидаем усиления солидарности с Украиной», — добавила Геращенко.
Напомним, что официальный Киев неоднократно предлагал Москве такой обмен. В частности, в феврале этого года резидент Украины Петр Порошенко говорил, что в ходе телефонного разговора с российским коллегой обсуждал процесс обмена пленными. Кроме того, он заявлял, что поручил возобновить переговоры по обмену Олега Сенцова, Александра Кольченко, Станислава Клыха и Николая Карпюка.
Тем не менее, Москва несколько раз отказывала, мотивируя это тем, что отбывающие наказание украинцы осуждены по российским законам и не могут считаться пленными. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отмечал, что окончательные решения по ним принимаются на высшем уровне.
В прошлом году в Киеве говорили, что будут добиваться возвращения Сенцова и Кольченко с помощью исков в ЕСПЧ и через имеющие влияние на Россию международные организации. Относительно этих двоих позиция Москвы состоит в том, что они являются российскими гражданами, а следовательно, не могут быть обменяны (гражданство России весной 2014-го года было предоставлено всем крымчанам, не написавшим заявление об отказе).
Напомним, Олег Сенцов и Александр Кольченко были приговорены к 20 и 10 годам соответственно за создание в Крыму террористического сообщества и организацию террористических актов в мае 2014-го года. В частности, по версии следствия, они планировали осуществить подрывы самодельных взрывных устройств возле «мемориала Вечного огня» и памятника Ленину в Симферополе, а также поджоги офисов общественной организации «Русская община Крыма» и представительства партии «Единая Россия» в Симферополе.
Николай Карпюк и Станислав Клых — члены националистической организации «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона"* (УНА-УНСО)*. По версии следствия, оба они в конце 1994 — начале 1995 года воевали в Чечне против российских федеральных сил. В мае 2016 года Верховный суд Чечни приговорил их к 22,5 и 20 годам.
— Тема обмена пленными — одна из любимых спекуляций Киева, — напоминает бывший депутат Одесского областного совета, член экспертного совета Института инновационного развития Алексей Албу.
— Это превращается в своего рода политический «троллинг»: Киев во всеуслышание говорит о том, что пленных нужно менять, и тут же «вставляет палки в колёса». Так было и вначале конфликта на Юго-Востоке Украины, когда украинской стороне посылали запрос о наличии тех или иных политических заключённых и военнопленных ополченцев, а взамен получали ответ: нет таких! Так продолжается и сегодня: украинская сторона ищет технические причины и юридические формальности для срыва обменов. Такая инициатива нужна Киеву только лишь для политических спекуляций.
«СП»: — Кому это больше нужно: России или Украине?
— Безусловно, задача освобождения своих сограждан для России является приоритетной. Чего нельзя сказать об украинской стороне, так как загвоздка именно в ней.
«СП»: — Как Москве реагировать на это предложение?
— Сначала нужно разобраться: кто сделал это заявление? Какими полномочиями обладает это лицо? Какие конкретно механизмы предлагаются России? Иначе — все заявления подобного рода являются пустой демагогией.
«СП»: — Будет ли в итоге найден компромисс? Насколько, по-вашему, может затянуться этот процесс?
— Я придерживаюсь мнения, что компромисс возможен только после смены политических фигур, находящихся у власти. И для организации, в которой я состою (Всеукраинское Объединение «Боротьба» — ред.) — это является важнейшей задачей.
По мнению политолога Александра Дудчака, администрации Порошенко надо постоянно вбрасывать в информационное пространство новые «победы».
— Вдруг внеочередные выборы, а он без «перемог». Да и после провала с освобожденной, когда-то из тюрьмы, Надеждой Савченко и всем тем бредом о ее попытке госпереворота, который нес генпрокурор Луценко с трибуны Верховной Рады, внимание к теме обмена, отбывающих сроки в российской тюрьме граждан Украины будет обеспечено. Хотя бы потому, что в сознании у потребителей новостной продукции невольно будет возникать ассоциация — не новые ли «Нади» готовятся на обмен?
«СП»: — Порошенко и ранее с такими инициативами выступал не раз. Заявление Геращенко можно считать официальным или это очередное сотрясание воздуха?
— Для Порошенко важен пиар, а не судьбы людей. Он может приписать себе чужие заслуги, как это было в случае с последним из обменов — которому он скорее помешал, чем поспособствовал, оставил «на потом» часть заложников, именно в целях дальнейшего пиара. Он понимает, что на такое предложение не просто дать положительный ответ, а значит, будет повод для саморекламы в образе миротворца и обвинений России в «агрессивном поведении».
«СП»: — В Кремле, комментируя эту инициативу, напомнили, что отбывающие наказание украинцы осуждены по российским законам и не могут считаться пленными. А можно ли считать пленными россиян, находящихся в украинских тюрьмах?
— В сегодняшней Украине не брезгуют террористическими методами, в том числе и для освобождения членов экстремистских организаций. Все же участие в конфликте на Донбассе или проявление инакомыслия и несогласия с политикой нынешней украинской власти, сложно сопоставить с участием в подготовке террористического акта против мирных граждан. Но для Киева захват людей становится обычной практикой. Что подтверждается недавними событиями — морякам крымского судна «Норд», захваченного украинскими моряками предложили свободу в обмен на отказ от российского гражданства. Странные методы заставить любить Украину. Из-за подобного навязывания «любви» Крым и сбежал от Украины.
— В принципе обмен пленными и так идет постоянно, — отмечает главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.
— И нельзя сказать, что очень легко. На эту тему постоянно сотрясают воздух. Думаю, на этот раз это как-то связано с предстоящей встречей Порошенко с Меркель и Макроном — ему хочется выглядеть миротворцем и автором позитивных инициатив. Навряд ли он захочет прийти на встречу с европейскими лидерами в футболке с надписью «Москалiв на ножi!»
Все эти заявления делаются исключительно для улучшения имиджа. По большому счету сами пленные Киев не интересуют.
«СП»: — Соразмерен ли будет подобный обмен? Кто от него выиграет?
— Соразмерность обмена мне кажется вообще некрасивой позицией, обмен пленными превратился за эти годы в своего рода коммерческое предприятие. Такое частно-государственное партнерство, в котором у всех свои выгоды. Гораздо симпатичней обмен «всех на всех», но Киев всегда торгуется, и ему нужны предметы для торга. Вот, допустим, в Бердянске сейчас находится задержанное рыболовное судно из Керчи, арестованы рыбаки за преступления, которых просто не было, по сути, за наличие российского паспорта. Думаю, их тоже предложат к торгам. Скоро как в Чечне времен войны, станут похищать граждан на территории России и требовать выкуп.
«СП»: — Можно ли выпускать на свободу таких одиозных фигур, как Сенцов и Кольченко или Карпюк и Клых? Не станет ли это «моральной победой» Киева?
— Моя позиция известна — я считаю, что такие заключенные как Сенцов и Кольченко в тюрьме наносят колоссальный ущерб имиджу РФ. Как Савченко в свое время. Да, теперь Савченко здорово мутит воду в Киеве, но какова цена этого «запускания ежа» в штаны противной стороне? Это напоминает украинскую поговорку «выколю себе глаз, нехай у тещи зять будет кривой».
«СП»: — Пойдет ли Москва на обмен, в конечном итоге?
— Честный и правильный ответ — не знаю. Повторю, я бы менял всех на всех.
* Украинские организации «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры» и «Братство», решением Верховного суда РФ от 17.11.2014 признаны экстремистскими и их деятельность на территории России запрещена.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.