Мнение: Летуны Киева оживились. Что ждет украинские ВВС в Донбассе?
29 мая многие СМИ обратили внимание на опубликованную новость пресс-центра ООС, что «на протяжении недели осуществлялась внезапная проверка подразделений авиации, которые входят в состав Объединённых сил. Как сообщалось, целью подобных учений было достижение высокого уровня слаженности в рамках поддержки действий авиацией общевойсковых частей. Речь шла об учениях 299-й (Кульбакинской) бригады тактической авиации ВСУ по отработке нанесения штурмовых ударов во взаимодействии армейской авиации с наземными подразделениями.
Командование ВВС Украины отметило: «По легенде учений, штурмовая авиация под прикрытием пары истребителей поддерживала пехотные подразделения, которые штурмовали опорный пункт противника».
Надо признать, что проведение учений в районе ООС не означает начала применения ВВС, хотя оно явно предусмотрено главой ООС генералом Наевым. Причем, согласно пункту 7 Минского меморандума от 19 сентября 2014 года, использование боевой авиации и БПЛА запрещено вдоль линии соприкосновения сторон в зоне прекращения применения оружия на ширину не менее 30 км.
Тем не менее авиацию стали перебрасывать в зону проведения т. н. АТО еще в январе 2018 года, а боевые вертолеты ВСУ были зафиксированы в районе линии разграничения СЦКК 6 марта 2018 года.
С этого времени и начинаются учения украинской боевой авиации в районе конфликта. Так, 16 мая командование ООС провело учения по практическому авианаведению экипажей Ми-24 на условные позиции противника в условиях противодействия ПВО противника и при использовании практики ведения радиообмена в воздухе по стандартам НАТО. В этих учения принимали участие вертолеты 11-й бригады армейской авиации из Чернобаевки и 7-го авиаполка из Новой Калиновки.
Главное управление разведки Украины и Генштаб ВСУ сообщили о завершившихся 28 мая учениях экипажей самолетов-разведчиков, ночных и дневных.
25-27 мая проводились плановые учения летных смен Су-27 в 831-й бригаде тактической авиации в Миргороде.
25 мая в Виннице состоялось заседание Военного совета ВВС Украины под председательством генерал-полковника Сергея Дроздова. Детали заседания не ясны, но очевидно, что они были посвящены задачам армейской авиации в Донбассе и возможному противостоянию авиации России.
Причины учений очевидны – Генштаб осознает масштабы авиакатастрофы 2014 года, когда ВСУ потеряло значительную часть машин и летного состава, и пытается выправить хотя бы что-то.
С другой стороны, понятно, что наступление без поддержки авиации – нелепица. Об этом твердят и американские военные на непрерывных саммитах и штабных учениях, которые они проводят с «летунами Порошенко» по пять раз в год.
Кроме того, авиация Украины приняла участие в международных учениях Rapid Trident - 2018 и готовится принять международные учения «Чистое небо - 2018» с участием авиации НАТО. 17 мая проходила четырехдневная конференция по организационным вопросам этих учений.
Примечательно, что Украина сотрудничает со Штатами и в «обратную сторону», поставляя детали для Су-27, которые американские ВВС используют для тренировочных боев.
С 2017 года, со слов командующего Королевскими ВВС Великобритании Стефана Хильера, украинские летчики начали обучение в Королевском колледже ВВС Великобритании, хотя речь не шла о боевых пилотах.
Тем не менее идет активная подготовка пилотов в уцелевшем Харьковском училище ВВС (днями прошел выпуск 350 курсантов) и на тренировочных полигонах в Бродах, Луцке и даже в Старычах.
В начале прошлого года была создана военно-воздушная зона «Восток» (Донецкая, Луганская, Харьковская, Запорожская, Сумская, Днепропетровская области). В этой зоне располагаются военные аэродромы Харькова, Полтавы, Чугуева, Мариуполя, Бердянска, Северодонецка и Краматорска. Киев готовится.
Теперь, собственно, о вертолетах и самолетах.
Невзирая на обещания «братского Запада» начать поставки авиации, этого не произошло, хотя Аваков только для своей Нацгвардии грозился купить 55 вертолетов Airbus Helicopters.
Не возобновилось и «производство украинской боевой авиации на собственных предприятиях», неоднократно анонсированного киевскими болтунами.
«Авиастроительство» завершилось презентацией «проекта Д-14» на базе мотодельтоплана, макетом вертолета КТ112 Combat на выставке IDEX-2017 в Объединенных Арабских Эмиратах и созданием «нового самостийного гвинтокрыла» Ми-24ПУ1 и Ми-24ПУ2, когда на советскую боевую машину прицепляли элементы французского бортового оптико-электронного оборудования Sagem, и украинский противотанковый ракетный комплекс «Барьер-В». Ах да, к модернизации были отнесены польские ночные очки PNL 3 Bielik и шлем.
Фактически Украина может лишь ремонтировать авиамодели, проводя в них небольшую модернизацию, например установку прицельных комплексов собственного производства и станций оптико-электронного подавления (типа «Андрос»).
Хотя и после программной модернизации Ми-24ПУ2, как говорят сами летчики, вертолёты передали в чернобаевскую бригаду с недоделками. Скажем, забыли установить лампы системы противоракетного противодействия «Липа», антенны опознавания «свой-чужой» прицельного комплекса управляемых ракет «Штурм-В».
* * *
Заявленная программа модернизации требует денег, а их нет. Потому в 2017 году луцкий авиазавод «Мотор» отремонтировал двигатели для 4 МиГ-29 и 6 Су-27, Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон» передал в войска один Ми-24ПУ-1 и один Ми-8 МТ. Запорожская «Мотор-Сич» провела работы по продлению ресурсов двигателей на 16 Ан-26, 2 Ан-24, 1 L-39 и 3 Ми-8. 3 самолета сдали львовяне.
28 марта 2018 года с помпой объявлялось, что запорожское предприятие «МИГремонт» отремонтировало еще один Су-27, а «Авиакон» модернизировал три Ми-8.
Таким образом, по различным данным, для участия в реальных боевых операциях (не воздушных боях истребителей, а штурмовых и бомбовых ударов, огневой поддержке, высадке тактических десантов) Киев располагает 25 бомбардировщиками Су-24 и Су-24 МР, 25 штурмовиками Су-25/25УБ и четырьмя десятками Миг-29, которых использовать в этих целях можно лишь опосредованно. Еще есть около 30 вертолетов, с учетом тех, что уже перевезли из Африки.
Признать возможным применение авиации Киевом даже с учетом минских соглашений сегодня не могут лишь дипломаты и оптимисты. Начинать могут с малого, как это происходит в серых зонах. Залетят «ошибочно» на территорию ЛДНР, могут удар «ошибочный» нанести, как американцы в Афганистане.
Однако необходимо понимать, что с учетом бомбардировок Донецка, Луганска, Горловки в 2014 году командование вооруженных сил ЛДНР также 4 года создавало и обучало личный состав своей системы ПВО, надо понимать, с современными ПЗРК и приемами перехвата.
* * *
Начало штурмовок и бомбежек Донбасса обернется потерей боевых машин и летчиков. Причем если в начале войны летчиков брали в плен и даже в дальнейшем меняли, теперь их судьбу будет решать очередь из автомата или сук на березе. Это надо понимать экипажам, а не Порошенко.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1