Европа пригрозила сделать Польшу изгоем
Фото: Zuma/TASS
Польша близка к выходу из Европейского союза из-за конфликта с Брюсселем. Об этом, как передает британская газета Express, заявил президент Европейского совета Дональд Туск.
По его словам, существует «очень серьезная угроза» того, что Polexit может произойти «случайно», если польские политики не найдут общий язык с властями ЕС. Туск считает, что лидер правящей партии Польши Ярослав Качиньский балансирует на грани и может спровоцировать выход страны из ЕС простейшей ошибкой.
«Я опасаюсь, что желание Европы удержать Польшу любой ценой может быть меньше, чем в случае с Великобританией. Так что ситуация, на мой взгляд, очень и очень серьезная», — отметил политик.
Напомним, разногласия между Варшавой и Брюсселем в последнее время заметно усилились и перешли от громких слов и заявлений в практическую плоскость. В конце прошлого года Еврокомиссия запустила процедуру, которая может привести к лишению Варшавы права голоса в Совете Евросоюза. В августе ЕК дала властям Польши месяц на приведение в соответствие с требованиями ЕС судебной реформы, которую в Брюсселе считают нарушением европейских принципов. По мнению еврочиновников, новые законы нарушают принципы верховенства права и предоставляют политической власти контроль над судебной.
Напомним, в результате этой реформы судьи польского Верховного суда будут выходить на пенсию не в 70, а в 65 лет, что сделает возможным принудительную отставку судей и назначение на их должности новых.
В сентябре Брюссель подал иск в Европейский суд против Польши из-за реформы, который в итоге обязал Польшу немедленно приостановить действие новых законов.
Кроме того, раздражение Брюсселя вызывает отказ Варшавы принимать мигрантов.
«Соглашаясь принимать беженцев, предыдущее правительство поставило под нас тикающую бомбу», — говорил в бытность главой МВД нынешний министр обороны страны Мариуш Блащак. «Мы обезвреживаем эту бомбу… Причина в том, что мусульманские мигранты могут стать проблемой для однородного общества Польши».
По его словам, давление ЕС на Польшу — это прямой путь к социальной катастрофе, в результате чего, через несколько лет, Варшава будет выглядеть, как Брюссель.
Отметим, что «предыдущее правительство», во времена которого Брюсселем было принято решение о приеме беженцев, было сформировано ныне крупнейшей оппозиционной партией «Гражданская сила», сооснователем которой является бывший премьер-министр Польши, а ныне глава Евросовета — Дональд Туск, которого нынешние власти Польши считают ответственным за принятие непопулярных решений в угоду Брюсселю.
Означают ли его нынешние заявления намерение вернуться в польскую политику?
— А Туск и не уходил из польской политики, — отмечает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Мало того — за годы «президентства» в ЕС он так ментально и не поднялся на общеевропейский уровень, оставшись сугубо польским деятелем. И его заявление рассчитано, прежде всего, на публику в Польше. В следующем году там пройдут выборы в Сейм, в 2020-ом — президентские. И Туск с большой вероятностью примет в них активное участие как лидер оппозиционной «Гражданская платформы».
«СП»: — Насколько возможен Polexit? И как такое может произойти «случайно»?
— Случайно такие вещи не происходят. Это целая процедура, и не заметить её нельзя ни из Варшавы, ни из Брюсселя. В то же время выход Польши из ЕС куда менее вероятен, чем в случае с Великобританией. Поляки — крупнейшие получатели средств из фондов Евросоюза, и их лишение слишком больно ударит по экономике.
«СП»: — Почему Брюссель так недоволен Варшавой? Отказ принимать мигрантов? Ну, так не только Польша же упрямится. Судебная реформа? Это так принципиально? Или есть иные скрытые причины разногласий?
— Скрытых причин не вижу. Это и мигранты, и попытки правящей партии подчинить себе суды и СМИ. Добавлю к этому бесконечные исторические притязания к Германии, попытки заполучить от неё миллиарды евро за события Второй мировой. Общая клерикализация Польши, попытка запретить аборты — ещё один повод для недовольства. В общем, поляки ни экономически, ни ментально не хотят и не могут быть страной «постмодернистского» Евросоюза.
«СП»: — Как далеко ЕС готов пойти в отстаивании своей позиции? Готов ли он расстаться с Польшей из-за этого?
— Польша — крупнейшая из бывших социалистических стран. Крупнейший донор недорогой рабочей силы внутри Евросоюза. Через неё идут пути к постсоветскому пространству. Да и сам принцип, что из ЕС может уйти кто-то, кроме Великобритании и, может быть, Дании, немыслим для еврочиновников. Так что, несмотря на все издержки, пока поляков отпускать не хотят.
«СП»: — А польские власти? Как далеко готовы пойти они в этом споре? Что для них означал бы выход из ЕС?
— Польские власти любят заниматься позёрством — это в их национальном характере. Они хотят добиться некоего особого места в ЕС, стать равными как минимум с Италией. У Польши ярко выражен комплекс несостоявшейся великой державы, и они скорее пытаются выбить себе привилегии в ЕС, нежели выйти из него.
«СП»: — Как гипотетический выход Польши или любой иной страны из в целом отразился бы на ЕС? Спровоцировало бы это эффект домино?
— Да, эффект домино непременно последовал бы. Потому ЕС не хочет никого отпускать. Разве что Болгарию и Румынию, и то с натяжкой. Остальные не настолько бедны, чтобы ими можно было пожертвовать. А за Польшей последовала бы Венгрия, сами по себе о том же задумались бы Дания и Швеция. Этого Брюссель допустить не может.
По мнению обозревателя МИА «Россия сегодня» Владимира Корнилова, Туск открытым текстом угрожает нынешнему польскому правительству исключением Польши из Евросоюза.
— Это такой способ давления еврочиновников на как бы самостоятельное государство. И эти методы лишний раз подтверждают, что разговоры о Евросоюзе как о клубе суверенных держав — это миф. Суверенитет лимитрофов Европы резко ограничен.
«СП»: — А что Туск имеет в виду под «ошибками Качиньского»? Каких шагов с его стороны опасаются в Брюсселе?
— Туск не скрывает особо, что в данном случае речь идет о судебной реформе, которая на деле является попыткой полностью подчинить судебную систему властям Польши. Но и до этого Варшава уже не раз предпринимала действия, шедшие вразрез с позицией Брюсселя (например, по вопросам миграции). Вот Туск и намекает: будете действовать в таком ключе — поставим вопрос об исключении.
«СП»: — По словам Туска, желание Европы удержать Польшу любой ценой может быть меньше, чем в случае с Великобританией. Так ли это?
— Британия до сих пор является одним из главных доноров Евросоюза, а Польша — главным прожигателем его бюджета. Соответственно, теряя Британию, ЕС теряет кормильца, а теряя Польшу, теряет нахлебника. Но конечно, пока Брюссель не желает избавляться от поляков, дабы не усиливать процесс самораспада союза. Поэтому пока угрозы в адрес Варшавы являются блефом с целью принудить ее к выполнению линии еврочиновников
«СП»: — А насколько важен ЕС для нынешних польских властей? Готовы ли они к возможному компромиссу?
— Евросоюз является главным кормильцем Польши, поэтому львиная доля населения не хочет Polexit. Но многие польские эксперты говорят фактически открыто: как только финансовая подпитка из Брюсселя прекратится, как только из Польши попытаются сделать донора, вопрос о выходе из ЕС встанет моментально.
«СП»: — Какие последствия для Брюсселя имел бы Polexit?
— Это не близкая перспектива. Но если за Британией последует хотя бы две-три державы, процесс распада Евросоюза уже нельзя будет остановить. Именно поэтому Брюссель сделает все возможное, чтобы не допустить выхода еще кого-то. Для евробюрократов это — вопрос выживания.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.