Автогигант Китай

Времена, когда впереди планеты всей по производству автомобилей были Соединенные Штаты, давно канули в прошлое. Слава «японок», которые расцвели благодаря нефтяному кризису в 1970-е и открытию американского рынка, тоже миновала. Как и лучшие годы великих европейских брендов.

Сегодня Китай производит автомобилей столько же, сколько США, Япония, Германия и Франция, вместе взятые.

Знающие люди говорят, будто миф о том, что Поднебесная способна производить только дешевый, некачественный ширпотреб родился у нас в начале 90-х. В те времена Россия была нищей, челноки ездили по разным странам за джинсами, шубами и другими тряпками, и китайские умельцы (впрочем, как и турецкие) быстренько сообразили, что дорогой товар северные купцы покупать не станут — не смогут его реализовать на родине. На правом берегу Амура, как грибы после дождя, мгновенно выросли сотни мелких мастерских по пошиву любой одежды в любом количестве, которую и скупали россияне. 

Но на самом деле Китай якобы уже тогда производил качественную одежду в промышленных масштабах для крутых и известных на весь мир европейских и американских компаний. Так оно или нет, утверждать не буду, поскольку досконально тему не знаю. Верю на слово специалистам. 

Но вот что удивительно. 

О какой бы сфере деятельности ни заходила речь, стоит чуть в нее углубиться, и вдруг выясняется, что КНР уже всех обогнала. И в выплавке стали, и в производстве телевизоров, и даже в новейших разработках и технологиях. 

Сегодня промышленность Китая в полтора раза мощнее американской, о чем я уже писал в посте Электрический мир. Если, конечно, сравнивать реальный сектор экономики, без виртуальных финансовых махинаций, в которых за последние сто лет так поднаторели США. 

А так выглядит современный глобальный автопром.

 

Разумеется, производство автомобилей и их покупка местным населением никак не связаны. Например, Индия заваливает своими машинами весь Ближний Восток и юго-восточную Азию, но сами индийцы народ небогатый и покупают свою продукцию (как, впрочем, и импортную) довольно вяло. 

У нас отечественный автопром популярностью не пользуется. Хотя, говорят, совершенно напрасно. Тем не менее, среди 305 машин на 1000 жителей наверняка велика доля импортных. 

Другое дело Китай. 

Да, сегодня обеспеченность легковушками здесь невысока. Но нужно иметь в виду, что подавляющая часть китайских машин продается на поистине безграничном внутреннем рынке. Так в 2009 году на экспорт ушло только 369,6 тыс. из 13,76 млн выпущенных автомобилей. К 2020 году китайцы станут еще более зажиточными людьми и, как ожидается, автопарк Поднебесной удвоится. 

Причем, около половины (44,3 % по данным десятилетней давности) из произведенных в Китае автомобилей составляют местные бренды — BYD, Lifan, Chang’an, Geely, Chery, Hafei, Jianghuai, Great Wall, Roewe, FAW и др. Остальные собираются на совместных предприятиях с зарубежными автопроизводителями, такими как Volkswagen, Mitsubishi, General Motors, Hyundai, Nissan, Honda, Toyota и т. д. 

В общем, с Китаем все ясно — похоже, скоро он задавит своей массой всех. Лет через 10 – 20 для эстетов останутся всякие Роллс-Ройсы, Кадиллаки и Мерседесы, а подавляющее большинство европейцев и американцев пересядет на Лифаны, Чери и Джили. Экспансия начнется, как только в Пекине решат, что внутренний рынок уже достаточно насыщен, пора начинать наступление на внешние.

Остальные

Что еще примечательного в табличке? Честно говоря, отечественный автопром сюрпризов не преподнес. Мы середнячки, уступаем даже Турции. 

Удивил Иран. Чувствуется, эта страна, привыкшая жить под санкциями, совсем не надеется на импорт и решает свои проблемы сама. И надо сказать, у нее получается. 

Обратите внимание на растущих игроков — Вьетнам, Алжир, Марокко, Филиппины. Вряд ли объем их автопрома когда-нибудь догонит даже скромный наш. Но они стараются. Скорее всего, во Вьетнаме и на Филиппинах открывают свои сборочные заводы все те же Китай и Индия, а в Алжире и Марокко французы, но тем не менее. 

А на Украину не смотрите, слишком печальное зрелище. 
____________________

Таблица составлена по материалам Википедии.
Список стран по производству автотранспортных средств
Список стран по количеству автомобилей на 1000 человек
Автомобильная промышленность Китая

 

Павел Шипилин

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии1

SergeyK
SergeyK 26 декабря 2018 12:39

А сколько чипсов на душу населения в год пакетов - на каком мы месте, РФ? Ай-фонов? Штанов типа джипсы? Туалетной бумаги, наконец??! Усё ето весьма интересно и показательно; но почему автор, собственно, выделяет автомобили, любые автомобили! из обобщающего понятия "дешевый ширпотреб"? Чисто потому, что пост-советских лохов в своё время массово купили ентим "идеалом среднего класса" жить как у Еуропе? А терь с ентих лохов дерут ценами на бензин, налогами, камерами, эвакуаторами и прочая, и прочая? Как, впрочем, лохам и положено? И нету вже не токмо того идеалу, но и класса "среднего" нет? Кол-во личных автомобилей на душу, как и ейное пр-во, в наше пост-модерновое время суть показатель не уровня промышленной технологии как таковой; но - уровня развития потреблятства; допереж всего - в народном сознании. Ибо суть ентого самого потреблятства - не в том, чтоб иметь в изобилии все нужное для полноценной жизни, но - хватать то, что впарили разного рода агрессивной рекламою. В т.ч. и рекламою образа жизни. Заместо "потребительской стоимости" (то, что реально потребно челу) - некое рекламное "качество". Конечно, Маркс устарел - ему во времена "Капитала" невероятен был эдакий могучий экономический фактор, что потребители будут вести себя не как разумные человеки a'la XIX век, а как чисто теле-зомби века XXI-го... Который фактор, конечно, влияет и на структуру производства, которое переходит на массовое производство разных модных шняг в первую очередь... только это никак не показатель реального экономического развития и тем более силы страны в кач-ве политического игрока на международной арене. Ента интегральная оценка ху из ху в реале сложна не токмо по внешним признакам, но даже и по разведданным. Как показала, например, МВ-II, перед коей были совсем иные представления о силе государств, чем оказалось по ея результатам. Но, уж ежели как-то примерно хотя бы судить - то скорее уж опять-таки по количеству и качеству современных боевых систем, а не по выплавке чугуния или там автопрому...

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.