Косово наоборот. На что нацелен план Сайдика по урегулированию в Донбассе
Специальный представитель ОБСЕ по Украине Мартин Сайдик решил сдвинуть с места окончательно забуксовавший процесс урегулирования в Донбассе: в интервью австрийскому изданию Kleine Zeitung он сообщил о существовании некоего нового плана по действий взамен минских соглашений, передает ТАСС
Упомянутый Сайдиком проект вроде бы предполагает подключение к процессу ООН путем направления на Украину полицейской миссии и создание под эгидой ЕС Агентства по восстановлению региона. В Москве, Донецке и Луганске сообщили, что знают о существовании плана, но не согласны с ним, потому что он противоречит минским соглашениям. В Киеве план Сайдика тоже отвергли, но по другой причине: украинским властям он показался недостаточно радикальным.
А вот в Париже проинформировали о том, что вместе с Берлином "изучают предложение". И это заставляет предположить, что план Сайдика следует рассматривать не как его личную инициативу, а как согласованную попытку навязать Донбассу сценарий, который ранее был успешно опробован в Косове. Вот только итог реализации плана должен быть диаметрально противоположным: не провозглашение независимости, а возвращение Донбасса в состав Украины без какого бы то ни было учета мнений жителей этого региона.
В обход соглашений
Собственно говоря, с идеей ввести в Донбасс миротворцев ООН первым выступил Киев. И хотя в минских соглашениях, призванных служить основой урегулирования на юго-востоке Украины (и, кстати, одобренных резолюцией Совета Безопасности ООН), о миротворцах нет никаких упоминаний, российская сторона против этой идеи не возражала. Однако президент РФ Владимир Путин указал, что речь может идти лишь о размещении миротворцев зоне разграничения с целью обеспечить безопасность работающих в этой зоне сотрудников миссии ОБСЕ.
У украинских властей, продвигавших идею введения миротворцев ООН, имелись гораздо более далеко идущие планы и замыслы. В Киеве хотели бы, чтобы миротворческий контингент взял под контроль всю территорию провозглашенных республик, включая и их границу с Россией. При этом подразумевалось, что по истечении некоторого - не очень большого - времени миротворцы уйдут, передав контроль украинским властям.
При таком варианте Киев возвращал бы себе утраченные территории без необходимости исполнения минских соглашений, которые ясно и недвусмысленно предусматривают проведение на Украине конституционной реформы, принятие закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей и проведение там выборов по согласованию с представителями этих областей в контактной группе.
Косовский сценарий
В отличие от простого и грубого замысла украинских властей, план Сайдика рассчитан на более длительный срок и в большей степени напоминает тот сценарий, который в конце 1990-х и на протяжении 2000-х годов реализовывался Западом в Косове. Там, как известно, действовал "миротворческий" контингент НАТО, временная администрация ООН и специальная миссия Евросоюза. Правда, вся их неустанная многолетняя деятельность завершилась тем, что Косово в одностороннем порядке провозгласило независимость - вопреки резолюции 1244 СБ ООН, которая подтверждала принципы суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии.
Понятно, что такой исход устраивал Запад, которому было необходимо довершить развал Югославии. В противном случае ни о какой независимости Косова и речи бы идти не могло.
Точно так же понятно, что при всей внешней схожести предлагаемого сценария в случае с Донбассом предлагается сделать все ровно наоборот: никакой независимости, никакого особого статуса - просто возвращение мятежных, с точки зрения Запада, территорий в состав Украины. При этом Россию изящно устранят из процесса урегулирования, ведь все должно происходить исключительно под эгидой ЕС. С мнением жителей провозглашенных республик тем более никто считаться не станет - они же "сепаратисты". Хотя цель плана Сайдика в целом соответствует замыслам украинских властей, все же в Киеве сочли его недостаточно хорошим. Вероятно, потому, что его реализация грозит затянуться, а Киев хочет получить все быстро и сразу.
Зато в министерстве иностранных дел Франции сообщили, что "совместно с Германией и в контакте с российской и украинской стороной нормандского формата" изучают предложение Сайдика. Правда, при этом представитель МИД напомнил, что "единственным средством урегулирования кризиса является полное выполнение минских соглашений". Но это прозвучало скорее как ритуальное заклинание, которое не мешает действовать сообразно обстоятельствам. Как в свое время статус постоянного члена СБ ООН не помешал Франции стать первой европейской страной, признавшей независимость Косова, которая была провозглашена в нарушение резолюции СБ ООН.
Только через Минск
"Позиция РФ остается последовательной и неизменной: путь к миру в Донбассе лежит через точное выполнение минских соглашений, которые явно не желает выполнять нынешнее украинское руководство", - заявил полпред РФ в контактной группе Борис Грызлов. Он также обратил внимание на то обстоятельство, что проблема заключается не в качестве минских соглашений, "а в использовании сегодняшними властями Украины конфликта в Донбассе для исполнения своих политических амбиций и коммерческих интересов за счет народа Украины".
По мнению главы МИД ДНР Натальи Никоноровой, предложение Сайдика "в корне противоречит тем договоренностям, которые были одобрены на высшем международном уровне - Советом Безопасности ООН". Подчеркнув безальтернативность минских соглашений, она напомнила: "Кроме того, в соответствии с комплексом мер, с республиками необходимо согласовывать все аспекты мирного урегулирования, а не просто "слышать" наше мнение". Никонорова также упрекнула Сайдика в "попытке саботажа" и призвала его "не ставить под угрозу свою профессиональную репутацию".
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.