"Мы готовились к пыткам". Сторонники Януковича не могут его простить
В ночь на 22 февраля 2014 года президент Украины Виктор Янукович покинул мятежный Киев. Днем позже пограничники заблокировали его самолет в Донецком аэропорту. Глава государства выехал на автомобилях в направлении Крыма. По дороге его ждала засада. Спасать Януковича отправился российский спецназ. За спиной гаранта Конституции лидеры Майдана делили власть. Сторонники «легитимного» президента тогда ощутили себя обманутыми — глава государства сбежал, не приняв бой, пишет РИА Новости.
Недолгое соглашение о перемирии
Накануне бегства положение Януковича еще не выглядело отчаянным. 21 февраля президент страны даже подписал с лидерами оппозиции договор о перемирии. Он назывался «Соглашение об урегулировании политического кризиса в Украине». Свидетелями стали главы МИД Германии и Польши — Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский.
Но вскоре прозвучал ультиматум одного из сотников Майдана Владимира Парасюка. Выступая перед толпой в Киеве, он потребовал немедленной отставки Януковича. В противном случае, угрожал оратор, активисты пойдут на штурм. Тем временем силы правопорядка были выведены из правительственного квартала, и майдановцы захватили здания Верховной рады, администрации президента и кабинета министров. Янукович покинул столицу, вылетев в Харьков.
На следующий день, 22 февраля, в Киеве делили власть. Для начала сменили спикера Верховной рады, избрали Александра Турчинова. На рассмотрение депутатов была внесена и кандидатура Петра Порошенко, но он отказался от претензий на пост руководителя Рады. Как показало развитие ситуации, поступил он тогда правильно, повысив ставки.
Выбрав спикера, депутаты проголосовали за постановление о том, что Янукович якобы самоустранился от «выполнения конституционных полномочий». В документе говорилось, что глава государства покинул свой пост «неконституционным способом». Еще одним важным пунктом было назначение внеочередных выборов на 25 мая 2014 года.
Этим документом лидеры оппозиции заложили мину под законность всех последовавших действий. В Конституции Украины прописан механизм отстранения главы государства от должности: импичмент инициируется большинством депутатов. Затем следственная комиссия устанавливает, есть ли состав преступления в действиях президента. Обвинения также изучаются Конституционным и Верховным судами. За или против снятия главы государства с должности должны проголосовать не менее двух третей парламентариев. Только после этого вопрос выносится на окончательное голосование. Ни один из пунктов этой процедуры выполнен не был.
Это и позволяет Януковичу сегодня утверждать, что нынешние украинские власти ждет трибунал и суд в Гааге.
Побег из Харькова в Крым
Тогда же, в феврале 2014-го, Турчинов пояснил, что «государство не может зависеть от настроений» Януковича, который «находится в неизвестном месте». Тот пребывал в Харькове, заявив по телевидению, что «не собирается подавать в отставку», и добавив, что на Украине «наблюдаются все признаки государственного переворота».
Принимал Януковича у себя Михаил Добкин, занимавший тогда пост главы Харьковской области. По его словам, Янукович не чувствовал всей серьезности положения. В то время как окружающие понимали: власть фактически сменилась. Напряжение ощущали даже люди, работавшие в аэропорту, где приземлился самолет главы государства. «(Они. — Прим. ред.) чувствовали себя какими-то заговорщиками, которые совершают что-то едва ли не преступное. И было такое ощущение, что мы их не то чтобы подставляем, но что им, скажем так, не очень хочется во всем этом участвовать. Прямым текстом никто не отказывался, но они осознавали, что позже у них могут возникнуть проблемы из-за того, что они сейчас возле нас, что как-то помогают. По глазам читалось», — рассказывал Добкин.
«Он (Янукович. — Прим. ред.) не понимал, что произошло на самом деле, — продолжал бывший харьковский губернатор. — Он вел себя так, будто у него в руках прежняя власть и все его слушаются». Вечером того же дня пограничники аэропорта Донецка сообщили, что пресекли попытку вылета чартерного рейса «без соответствующего оформления». На борту, по словам силовиков, находился Янукович.
В Крым решили прорваться на автомобилях — и едва не попали в ловушку. «В районе Мелитополя была засада. Наша передовая группа их обнаружила. Это были люди в форме без опознавательных знаков, слышалась иностранная речь. Наверняка это тоже были наемники, наверняка. Нам удалось уйти», — вспоминал Янукович.
Приказ найти Януковича отдал объявленный и. о. президента Александр Турчинов. «К этому моменту был совершен уже государственный переворот и, по сути, началась операция по его (Януковича. — Прим. ред.) захвату и уничтожению со стороны оппозиционных сил», — так позднее президент России Владимир Путин охарактеризовал ситуацию февраля 2014-го. Он и раскрыл детали спасения Януковича.
Российские спецслужбы узнали о приготовленной для украинского президента ловушке. «По имеющимся у нас данным там (на дороге. — Прим. ред.) были поставлены крупнокалиберные пулеметы, чтобы долго не разговаривать», — отметил Путин. Кортеж развернулся, Москва выслала группу вертолетов с отрядом спецназа на бортах. Пилоты искали автомобили президента Украины и его сопровождающих около полутора часов. Януковича и других эвакуировали в Крым.
Живой и в Ростове
А 28 февраля украинский президент давал пресс-конференцию уже в Ростове-на-Дону. Янукович признал, что ему пришлось покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. Он назвал принятые новой властью постановления незаконными, так как лидеры революции угрожали депутатам.
Андрей (имя изменено по соображениям безопасности. — Прим. ред.) был одним из активистов «Антимайдана», членом движения «Оплот» в Харькове. Он не может скрыть разочарования, когда описывает события тех дней. «К прибытию Януковича Доба и Гепа (Добкин и мэр Харькова Геннадий Кернес. — Прим. ред.) собрали съезд депутатов всех уровней Юго-Востока Украины. Настроение было боевое: то ли идем отбивать Киев, то ли создаем автономию», — рассказывает собеседник.
По его словам, никто еще не забыл съезд 2004 года в Северодонецке против «оранжевой революции». Там объявили о создании Юго-Восточной Республики. «Вроде бы это помогло Януковичу отыграть против «оранжевых». Но потом участников съезда обвинили в сепаратизме, слили. Может, все помнили, как Янык (прозвище Януковича. — Прим. ред.) проявил себя десять лет назад. Может, он сам сдал назад, кто знает, о чем они там договорились в кулуарах. Съезд закончился ничем», — подводит итог Андрей.
Он отмечает, что и в Киеве удивились тому, как быстро сдался Янукович. «Я знаю, о чем говорю. И в Киеве, и в Харькове все силовики были за Януковича, за законную власть. Отдай он приказ — разметали бы майдановцев в три счета. Их было немного, это сейчас все в активисты записываются. А «настоящих буйных мало», они и сами обалдели от того, как быстро победили, — убежден Андрей. — Янукович, как в песне, сдался без боя, нас кинул. И многие были настолько деморализованы его предательством, что пошли в лагерь Майдана».
По словам бойца «Оплота», окружавшие Януковича люди ждали от президента решительных действий. «Готовились к худшему, был пример Ливии перед глазами. Но думали: сейчас наш, как Муаммар Каддафи, будет сопротивляться до последнего, отстреливаться. Пытки, смерть, но лишь бы избежать позора. А вышло еще хуже: он убежал! И мы в политике, и силовики понимали, что после победы майдановцев нам конец. Так и произошло,» — возмущается Андрей.
Бывший депутат Одесского горсовета и политтехнолог Игорь Димитриев считает, что разбор причин поражения Януковича не особенно полезен для оценки сегодняшней ситуации. «Те ребята, которые пришли к власти, времени не теряли. Можно спустя пять лет мусолить: соблюдали конституцию при отстранении Януковича или нет. Кого это волнует, по большому счету? Результат один: он потерял власть», — подчеркивает собеседник.
И то, что пришедшие на волне Майдана к власти люди были немногочисленны, слабы и неорганизованны, сегодня не имеет никакого значения, уверяет Димитриев. «Они уже укрепились. Плюс ситуации только в одном: спустя годы выяснилось, что можно было не финансировать Киев как серьезного партнера, вливая миллиарды. Выгоднее было скупить весь этот цирк — ту же Раду — за триста миллионов долларов максимум. Но что это знание даст сейчас?» — добавляет политтехнолог. И подводит итог: «Янукович вызвал отвращение у всех сторон конфликта, он оказался неспособным дать бой в критической ситуации».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1