Морской бой: Китай пошел наперерез американской армаде

«Два бомбардировщика B-52H Stratofortress поднялись в воздух 4 марта 2019 года с базы Андерсена (Гуам) и приняли участие в учебных миссиях, — говорится в заявлении командования Тихоокеанских ВВС США — Один бомбардировщик провел учения в районе Южно-Китайского моря, прежде чем вернуться на Гуам, в то время как другой — пролетел вблизи Японии».

В аккаунте Aircraft Spots в Twitter можно было проследить маршрут полета B-52H с авиабазы Гуама в Южно-Китайское море. Самолет пролетел над имеющим стратегическое значение архипелагом Сиша (Парасельские острова), который Пекин считает своей территорией. Причем, на борту B-52H с большой вероятностью имелось ядерное оружие.

Как известно, именно здесь проходит морской путь, соединяющий Тихий и Индийский океаны, поэтому контроль над Сиша является для Китая важнейшим вопросом национальной безопасности. Но у Вашингтона свои планы. Из-за этого градус конфронтации между американскими и китайскими боевыми кораблями в спорном регионе поднимается из года в год. Сегодня наблюдается состояние, близкое к «точке кипения». А это, в свою очередь может привести, к прямому боевому столкновению и даже к локальной войне в акватории Южно-Китайского моря.

Чтобы избежать такого сценария, Пекин ведет беспрецедентное в мировой истории строительство своего надводного флота, чтобы в ближайшее время создать самые передовые ВМС. Как известно, к 2025 году Китай планирует довести число авианосных групп до семи. В частности, уже спущен на воду корабль-носитель Type 001А, оборудованный неядерной энергетической установкой и водоизмещением около 50 000 тонн. СМИ также сообщают о строительстве более крупных авианосцев Type 002 и 003, а также 40 000-тонных десантных монстров и штурмовых кораблей Type 075, имеющих палубы для взлета самолетов и вертолетов.

В то же время ВМС США располагает 20 авианосцами, из которых 11 водоизмещением 100 000 тонн. Еще девять — формально являются большими десантными кораблями, но несут на борту боевые самолеты, в том числе новейшие F-35B. Таким образом, преимущество, или хотя бы паритет в морской авиации в Южно-Китайском море Пекин способен обеспечить исключительно за счет аэродромов на спорном архипелаге. Однако демонстрация полета B-52H означает, что ВВС США готовы уничтожить островную военную инфраструктуру тактическим ядерным оружием.

Вполне вероятно, что в случае горячей фазы кризиса Вашингтон по разным причинам не сможет подтянуть все свои авианосные ударные группы в Южно-Китайское море (из-за ремонта, участия в других регионах и т. д.). Тогда 7 плавучих аэродромов Поднебесной вполне смогут стать грозной силой на пути Америки.

Проблема, однако, в том, что конфликт может разгореться до 2025 года — это первое. Второе: даже если китайцы к этому сроку спустят на воду запланированные гигантские корабли, потребуются еще годы, чтобы те обрели необходимую боеготовность. И третье: Соединенные Штаты тоже не стоят на месте и активно модернизируют своей флот.

Тем не менее, ассиметричный ответ у Пекина подготовлен. Вывести из строя американские авианосцы по пути следования в Южно-Китайское море способны большие военные корабли с эффективной бортовой ПВО и мощным ракетным оружием.

Первым китайским «врагом авианосцев» стал эсминец Type 052D (спущен на воду в 2013 году) водоизмещением 8500 тонн, чье вооружение превзошло мощь самого сильного на Западе эскадренного миноносца типа «Арли Бёрк». Из публичных источников известно, что эсминец Type 052D оборудован радаром «Драконий глаз» с активной электронно-сканируемой антенной решеткой (AESA)H/LJG-346A, а также передовыми системами противоракетной и противолодочной обороны. Но самое главное — эсминец несет на борту целый арсенал противокорабельных ракет большой дальности.

Китай пришел к выводу, что даже относительно небольшой флот мощных эсминцев способен компенсировать огромное военно-морское преимущество Соединенных Штатов. Так, моделирование морских сражений показывает, что уничтожение эскорта, который включает в себя миноносцы и подлодки противника, делает авианосцы классов «Нимиц» и «Джеральд Р. Форд» крайне уязвимыми.

Другими словами, 50 000-тонный концептуально старый авианосец, который сопровождают мощные эсминцы, всегда справится с ударной группой во главе с 100 000-тонным суперсовременным авианосцем, которого эскортируют слабенькие миноносцы. Первый способен быстро нейтрализовать охрану второго на экстремальных дистанциях, когда еще слаба воздушная поддержка.

Однако американцы по-прежнему ставят на плавучие аэродромы. Как писала «Свободная Пресса», американский судостроительный гигант Huntington Ingalls заключил контракт на $ 15,2 млрд. с Пентагоном на строительство сразу двухавианосцев класса «Джеральд Р. Форд». Более того, истеблишмент США мечтает довести парк этих гигантских кораблей до 15 единиц.

Между тем, в 2018 году китайские верфи завершили строительство трех элитных эсминцев Type 055 (водоизмещение 13 000 тонн — авт.), которые стали самыми тяжелыми и мощными судами этого типа в мире. Чтобы было понятно, о чем идет речь: Type 055 имеет 112 пусковых ракетных установок, залп из которых, как минимум, в два раза мощнее, чем тот, на который способен относительно старый «Арли Бёрк». Всего Пекин ежегодно спускает на воду три корабля Type 055 и три Type 052D, то есть по 6 новейших эсминцев.

Пентагон в свое время предполагал, что разработка американского эсминца нового поколения класса Zumwalt нейтрализует китайские Type 055 и Type 052D, однако из-за запредельной стоимости в $ 7 млрд. и технических проблем, эта программа прекращена и 90% заказов отменено.

Таким образом, сегодня на Западе нет эсминцев, которые могли бы конкурировать с Type 055, если не считать российский «Лидер» проекта 23560 водоизмещением 19 000 тонн и с более сотней ракет «Калибр» и «Циркон». Впрочем, Россия не скоро спустит на воду хотя бы один корабль этого класса, чей проектный срок строительства составляет 7 лет (в отличие от Type 055, который строят 4 года).

Дело даже не в деньгах. Можно не сомневаться, Кремль выделил бы необходимые средства, уверены, как в США, так и в Китае. Главная и почти неразрешимая проблема российского судостроения — это отсутствие ответственных команд по-настоящему профессиональных менеджеров, которые смогли бы обеспечить быстрое получение необходимых технологических компетенций и строительство высокопроизводительных верфей. Впрочем, такой вывод справедлив, увы, для многих отраслей национальной экономики.

Александр Ситников

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.