США пытаются сбить Россию с Севморпути, не имея на него никаких прав
Арктика сегодня все больше притягивает к себе внимание мировых держав и государств, расположенных вблизи северных морей. И это понятно. Во-первых, Арктика — это Северный морской путь с его транзитными возможностями, во-вторых — природные ресурсы, в-третьих — важное в военно-стратегическом отношении положение. Сейчас Арктика стала еще одной точкой противостояния России и США. Это наглядно продемонстрировал и состоявшийся недавно в Санкт-Петербурге Арктический форум.
Россия не собирается уходить из Арктики
Пятый Международный арктический форум собрал более 3600 участников со всего мира. В работе форума участвовал президент России Владимир Путин. Приехали и высокопоставленные гости из северных стран — премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг, премьер-министр Швеции Стефан Лёвен, президенты Исландии Гудни Йоханнессон и Финляндии Саули Ниинистё. А вот представителей высшего руководства США, Канады и Дании — трех основных, кроме России, арктических держав (Дания в этом списке из-за обладания Гренландией), так и не было. И это не удивляет — США с Россией «в контрах» не только из-за Сирии, Венесуэлы и Украины. Москва сейчас усиленно противостоит попыткам Вашингтона «влезть» в Русскую Арктику, выбив для себя право беспрепятственного использования Северного морского пути.
Для России контроль над Арктикой жизненно необходим. Это и развитие новых ресурсных проектов вроде «Ямал-СПГ», и испытания новых видов оружия. Но еще важнее то, что в условиях глобального потепления Арктика может измениться. Будет теплеть — будут появляться новые возможности для использования северных территорий в хозяйственных целях. Не зря спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, посетив поселок Сабетта на Ямале, подчеркнула, что Россия не уйдет из Арктики. Ведь на Арктику, включая, кстати, и Северный морской путь тоже, наша страна имеет особые права — и это обусловлено самой историей освоения арктических пространств, российским суверенитетом над северными прибрежными территориями.
Тем не менее, США настаивают, что Северный морской путь должен принадлежать «всему человечеству», а не только России. Но понимают под «человечеством», разумеется, только себя и в лучшем случае своих союзников. При этом американцы любят ссылаться на международное право, но на самом деле, если взглянуть на ситуацию с точки зрения законов и норм, Россия руководствуется как раз ими, а не только собственными интересами.
Россия имеет полное право контролировать Северный морской путь
О правовых нюансах использования Северного морского пути «Свободной прессе» рассказал адвокат Станислав Дроботов.
«СП»: — Имеют ли иностранные корабли, с точки зрения международного права, право на беспрепятственный проход по Северному морскому пути?
— Как мы знаем, Россия и США спорят о судоходстве по Северному морскому пути очень давно, примерно с 1960-х годов. У каждой из сторон — своя позиция по данному вопросу. Соединенные Штаты прикрываются принципом «свободы морей», согласно которому они должны иметь полное право пользоваться Северным морским путем. У нас другая позиция — ведь Северный морской путь проходит вдоль российского побережья. Поскольку мы живем в России, мы граждане Российской Федерации, то мы должны руководствоваться законами нашей страны. В ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», который был принят еще двадцать лет назад, в 1998 году, Северный морской путь трактуется как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации». И подчеркивается, что плавание по СМП осуществляется в соответствии с нормами международного права. Поскольку в арктических проливах России международное судоходство не имеет устоявшейся практики, с правовой точки зрения они не могут считаться международными проливами. И Россия может выставлять свои условия прохода иностранных кораблей.
«СП»: — Законны ли претензии других стран к России относительно пользования СМП?
— Такие претензии выдвигают, прежде всего, Соединенные Штаты. И законными их назвать сложно, поскольку Северный морской путь представляет собой единую транспортную коммуникацию. Даже если и есть проливы, которые США пытается представить как международные воды, то в любом случае без пересечения территориальных вод Российской Федерации использование этих проливов не представляется возможным. Я, кстати, отметил бы, что есть и еще одна страна, которая пока не предъявляет нам претензий, но очень заинтересована в арктическом судоходстве — это Китай. И для Китая Северный морской путь тоже имеет принципиальное значение.
«СП»: — Почему именно со стороны США исходят основные претензии к России? Как американцы пытаются отстаивать свои интересы и как «отбивается» Россия?
— Для США пользование Северным морским путем имеет и экономическое, и политическое значение. Во-первых, это кратчайший путь от тихоокеанского побережья США в Европу. Во-вторых, это вопрос политического престижа — для Вашингтона очень важно «прогнуть» Россию, заставить ее признать правоту Соединенных Штатов. В-третьих, где пойдут американские суда гражданские, там со временем и военные появятся — в этом можно не сомневаться. Пока США пытаются давить на Россию в информационном поле, так как о военном противостоянии в Арктике говорить, к счастью, не приходится. Россия, в свою очередь, тоже отвечает. Совсем недавно были приняты новые правила прохода иностранных военных кораблей по Северному морскому пути. Теперь нужно подавать заявку за 45 суток, сообщать данные корабля, а также обязательно пользоваться услугами российского лоцмана.
А есть ли у России права на Антарктиду?
Если российские права на особое положение в Арктике незыблемы, и даже США не может с этим ничего сделать, то несколько иная ситуация — вблизи Южного полюса. Антарктида считается «ничьим» континентом, хотя, разумеется, и здесь США и Великобритания претендуют на особые права. Но если быть справедливыми и обращаться к истории освоения Антарктики, то куда больше оснований претендовать на особую роль в Антарктиде именно у России.
В США и Великобритании первооткрывателем Антарктиды называют знаменитого капитана Джеймса Кука, корабли которого в 1773 году одними из первых пересекли Южный Полярный круг. Но британские суда Кука из-за льдов были вынуждены повернуть назад, а сам Кук объявил южные моря непроходимыми. Спустя полвека, в 1820 году русские корабли под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева полностью обогнули Антарктиду. Русским мореплавателям удалось доказать, что Антарктида — отдельный материк. И сегодня многие географические названия на карте Антарктики связаны с Россией.
Сегодня статус континента — нейтральная безъядерная зона. Но наличие в Антарктиде немалых природных ресурсов постепенно вызывает все больший накал противостояния между претендующими на их освоение странами. Среди них — Чили и Аргентина, Индия и Япония, Нидерланды и Великобритания, Китай, и, разумеется, США и Россия. Кстати, в последнее время Запад в привычной манере обвиняет Россию и Китай в нарушении международных норм в Антарктике. Может быть, скоро придет время более четко обозначить реальные права нашей страны и за Южным Полярным кругом?
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.