Польша построит АЭС назло Москве, Минску и… Вильнюсу
Министр энергетики страны Кшиштоф Тхужевский считает, что уязвил «Росатом» и Белоруссию своим сообщением о том, что Польша готовится к строительству АЭС в Поморье и планирует ввести новую станцию в строй до 2033 года.
Еще два года назад на экономическом форуме в Крынице-Здруй этот министр предупреждал: Польша ни за что не станет покупать электроэнергию с Белорусской АЭС, которую строит «Росатом» в Островце недалеко от границы с Литвой. И которую Вильнюс так же бойкотирует, несмотря на позитивные оценки со стороны МАГАТЭ. Уверяя, будто Белорусская АЭС небезопасна (она вступит в строй в конце этого года).
Оказывается, в Польше к строительству собственной АЭС уже ведутся подготовительные работы. В эфире «Польского радио» министр на днях сообщил, что для ее возведения создано акционерное общество PGE EJ 1 (Polska Grupa Energetyczna). И даже, якобы, общественность Поморья рада предстоящему появлению на своей земле атомной электростанции. Мол, был проведен опрос среди жителей трех сельских районов в регионе строительства на севере Польши. И 69% респондентов высказались «за».
Может быть, может быть… Только обычно общественность в Евросоюзе всегда против строительства атомных объектов. Но это к слову.
Впрочем, ладно, пан министр, убедили. Гордость поляков общеизвестна. Наверное, Варшаве действительно досадно, что Польша — единственная страна так называемой Вышеградской группы, объединяющей еще и Чехию, Словакию и Венгрию — не имеет собственной АЭС.
Правда, пока точное место грядущей грандиозной стройки польским руководством не определено. Его выберут в 2020 году. Но известно, что станция точно будет стоять близ берегов Балтийского моря.
Конечно, если бы Варшава решила покупать электроэнергию у Минска после вступления Белорусской АЭС в строй, это было бы гораздо дешевле и экономически эффективнее. К тому же пока Польша производит свое электричество с помощью угольных электростанций — экологически куда более «ущербных», чем атомные. Недаром в 2018 году Европейский суд юстиции обвинил Польшу в постоянных нарушениях норм загрязнения воздуха в Евросоюзе из-за слишком активного употребления угля в электрической генерации.
Покупала бы Варшава электричество в Белоруссии и в России — не надо было ни уголь жечь, ни АЭС строить. К тому же эксперты считают: электроэнергия белорусской станции будет одной из самых дешевых из-за применения новейших эффективных технологий. Кстати — и в сфере безопасности станции.
Но польский министр нашел экономический аргумент в пользу собственной АЭС. Кшиштоф Тхужевский сказал, что строительство атомной электростанции стоит дороже, чем, например, работающей на газе. Но, по его словам, атомная требует меньше топлива и обходится дешевле в эксплуатации.
Да-да, только прежде надо потратить на стройку, по некоторых подсчетам, не меньше 10 миллиардов евро. А по словам самого Кшиштофа Тхужевского — до 21 миллиарда долларов США.
Кто будет конкретно строить АЭС в Польше — пока неясно. Генерального подрядчика выберут в 2020-м. Но, судя по тому, что еще в прошлом году министры энергетики США и Польши подписали декларацию о сотрудничестве в сфере энергетической безопасности, ориентироваться Варшава будет привычно на Вашингтон.
Рядом есть и пример для подражания. Соседняя Литва, закрывшая по требованию Еврокомиссии на стыке 2009−2010 годов сравнительно новую Игналинскую АЭС, введенную в строй незадолго до этого (в 1983 году), хотела было возвести новую станцию. И уже начала переговоры на эту тему с американскими и японскими фирмами. Однако литовско-американо-японский проект даже не начали разрабатывать. Но об этом позже.
И, кстати, население республики было против: 14 октября 2012 года одновременно с парламентскими выборами был проведен референдум по вопросу о строительстве в Литве новой АЭС. 65% участников плебисцита отвергли эту идею.
Но вот что интересно: Литва, активно выступающая против Белорусской АЭС, молчит по поводу будущей польской. Хотя теоретически та станция может загадить воды Балтики так же, как в 2011 «Фукусима-1» загадила Тихий океан.
И еще более интересно: Литва, по крайней мере — публично, не обиделась на Польшу из-за «атомного» проекта Варшавы. А ведь в 2009 году Польша вышла из литовского замысла строительства новой АЭС в одностороннем порядке.
Трудно сказать, почему Вильнюс тогда решил, будто может построить свою станцию? В советские времена, именуемые в республике «советской оккупацией», «атомной державой» Литва стала случайно. Тогда АЭС предполагалось строить на белорусском берегу озера Друкщяй. Но потом изыскания показали, что литовский берег подходит больше. Так и появилась у маленькой балтийской республики своя АЭС.
После закрытия Игналинской станции Вильнюс пригласил построить к 2015 году новую — вместе с Латвией, Эстонией и Польшей. И получил их политическую поддержку. В одиночку многомиллиардный проект Литва осуществить не могла.
Но когда пришло время подписать соответствующий меморандум, польский премьер Ярослав Качиньский буквально накануне неожиданно позвонил литовскому коллеге Гедиминасу Киркиласу и сообщил, что в Вильнюс он не приедет «в связи с занятостью». Это заявление было воспринято как оплеуха. Польша вышла из проекта, так и не вступив в него. Эксперты сразу предположили: у Варшавы свои «атомные» амбиции.
Между прочим, Литва не смогла доказать даже более близким ей ментально Латвии и Эстонии экономическую целесообразность проекта новой АЭС. И поэтому тоже постепенно идея утонула в обсуждениях.
Тем не менее, Вильнюс успел создать дирекцию по строительству новой АЭС. И спустя несколько лет, когда все рухнуло, выяснилось, что гендиректор Арвидас Вайткус злоупотреблял полномочиями при расходовании все же выделенных под эту затею более 900 тысяч евро. На днях, 14 мая, Вильнюсский участковый суд признал его виновным. И в наказание назначил штраф в размере 11 298 евро.
Правда, это как говорится, — другая история. А вот почему Вильнюс ни тогда, ни сейчас не обиделся на Варшаву? Это история нынешняя.
Сергей Орлов
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.