Эстония: глобалисты против националистов, и они вместе — против русских
Последний опрос населения Эстонии показал, что в экзальтированной в последнее время местной политической жизни самыми популярными за неделю до выборов в Европарламент неожиданно стали кандидаты от политического аутсайдера — Социал-демократической партии. На втором месте — Партия реформ, с большим отрывом победившая на весенних парламентских выборах.
Эти две партии и собирались создать коалиционное правительство с привлечением Центристской партии, которая, однако, создала интригу, оставив победителя с носом. Центристы создали свою коалицию с участием двух ультранационалистических партий — EKRE (народно-консервативная партия) и Isamaa Erakond (патриотическая партия «Отечество»). Это и взбесило реформистов и соцдемов, уверенных, что власть упадёт в их руки.
Истерика проигравших победителей
Чем же объясняется нынешняя любовь условно правой национал-либеральной Партии реформ и условно левой Социал-Демократической партии, которая (бес)сознательно борется за построение в Эстонии государственного капитализма? И наоборот, чем объяснить сближение пользующейся популярностью у большинства русского и русскоязычного населения Центристской партии с двумя ультранационалистическими партиями EKRE и Isamaa? Кроме того, представители реформистов и центристов — вечных соперников-противников во внутриполитической жизни, в Европарламенте всегда входили в одну и ту же фракцию ALDE — «Альянс либералов и демократов за Европу».
Так почему линия раздела интересов парламентских партий прошла в этом году так непредсказуемо? Что обусловило такие невообразимые политические гремучие смеси?
Реформисты и примкнувшие к ним соцдемы не только развязали с помощью своих «карманных» и ведущих СМИ неслыханную для Эстонии кампанию травли и демагогии против формирования центристами своей правительственной коалиции, но и продолжили делать это уже совсем в непристойной форме даже после утверждения нового кабинета министров президентом ЭР Керсти Кальюлайд. Политической активности способствовала и начавшаяся сразу после состоявшихся в начале весны парламентских выборов новая избирательная кампания перед выборами в Европарламент, которые состоялись 26 мая. СМИ сделали своё дело, и, как показал, последний социологический опрос, это и предопределило высокую поддержку перед выборами в Европарламент реформистов и соцдемов, критикующих с первого дня её возникновения новую правительственную коалицию.
Неадекватная реакция президента ЭР
Масла в огонь подливала и президент ЭР Керсти Кальюлайд, которая явилась на парламентское заседание в водолазке с надписью «Sõna on vaba!» («Слово — свободно!») и тут же устроила флешмоб во время принесения присяги членами правительства — она вышла из своей ложи, когда очередь дошла до министра инфотехнологий и внешней торговли Марта Куузика (партия EKRE). Его ещё до того, как президент утвердила его в должности, СМИ на основании слухов двухлетней давности обвинили Куузика в применении силы к своей бывшей жене. Новый министр внутренних дел инициировал расследование. Но никто не стал ждать его результатов. И Куузик на вторые сутки подал в отставку.
Что касается надписи на водолазке, то этим Керсти Кальюлайд выразила недовольство сформировавшими правительство партиями, возмущёнными объявленной против них грязной информационной войной. То есть, глава государства, помимо того, что нарушила правило о невмешательстве в текущую политику, ещё и приняла сторону противников нового правительства, хотя за неделю до этого сама его и утвердила.
Вообще, публичные назидательные выступления главы государства в парламентской республике, каковой является Эстония, начинают раздражать и девальвировать её статус. Так, она только что резко раскритиковала решение восстановить права России в Совете Европы, заявила, что нынешняя коалиция может угрожать внешней политике Эстонии, озаботилась материнством, которое не должно быть… отягчающим обстоятельством на работе. Дошло до неслыханного — спикер парламента Хенн Пыллуаас (EKRE) озадачен тем, насколько необдуманно президент примкнула к политической истерии. Короче, всё смешалось в местном «доме Облонских».
Имидж Эстонии в мусорном ведре?
Такие метаморфозы, возможно, объясняются и продолжающимся влиянием на внутриполитическую жизнь Партии реформ, которая представляет интересы крупного капитала и финансов, а также обеспеченного среднего класса. Более 15 лет эта партия формировала своё правительство Эстонии. О серьёзности противостояния говорит то, что в полемику решил вступить и бывший лидер реформистов, крупный чиновник Европейской комиссии, сегодня — кандидат в депутаты Европарламента Андрус Ансип. Кстати, он известен как организатор государственного вандализма — демонтажа в 2007 году в Таллине памятника Солдату-освободителю от немецких оккупантов в 1944 году, что привело к массовым беспорядкам («русскому бунту»), получившим название «бронзовых ночей».
На портале Postimees.ee он пишет:
«Долгие годы у Эстонии был завидный имидж образцового государства. Развитие нашей демократии и экономики рассматривалось как подлинная история успеха. Это и неудивительно, поскольку ни в одной другой европейской стране с 1993 года экономика не выросла в 17 раз (sic!) Ни в одной другой стране не делалось столько инвестиций… Теперь Эстония удостоилась в зарубежных СМИ прямо противоположного внимания».
Местные русские рады обманываться
Парадокс в том, что в основном критике за свою сепаратистскую риторику в пользу большей суверенизации Эстонии подвергается идущая в гору националистическая партия EKRE, а поддержку избирателей резко теряет известная своии, пусть во многом и показушным, лояльным отношением к русскому и русскоязычному населению Центристская партия, пригласившая EKRE в коалицию. В Таллине, в русскоговорящей части города Ласнамяэ, жительница Анастасия сказала порталу rus.Postimees.ee: «Когда заявляют о создании коалиции с партией, прямым текстом заявляющей, что русским здесь не место, это вызывает вопросы».
Русские и русскоязычные жители считают (это агрессивно внушают и СМИ), что центристы предали их, связавшись ради власти с русофобами. Наивность русского и русскоязычного населения — результат его почти 30-летнего выталкивания на окраины общественно-политической и социально-экономической жизни Эстонии. К такому заключению в начале нулевых пришла делегация Комитета ООН по борьбе с расизмом.
Впрочем, и эстоноязычное население поверило в страшилку реформистов и соцдемов о том, что национал-консерваторы из партии EKRE проповедуют ксенофобию и русофобию, нацизм и фашизм. СМИ не обременяли себя точностью и политкорректностью. Но и сама эта партия с деревенской социальной подкладкой многое заявляет по-крестьянски прямо и нелицеприятно, давая повод для критики своими публичными высказываниями и факельными шествиями под лозунгом «Эстония для эстонцев» (правда сегодня уже заменённым на «За Эстонию!»)
EKRE боятся вовсе не за национализм
Курьёз, однако, в том, что ультранационалистическими грехами страдали и страдают все парламентские партии, даже соцдемы и правое крыло центристов. Просто в отличие от EKRE другие партии научились держать язык за зубами. То, что у народных консерваторов на языке, то у остальных в уме и главное — в делах. Почти 30 лет восстановленной независимости Эстонии — это десятки жёстких русофобских проектов, напоминающих гитлеровские мечты о колонизации восточных земель согласно плану «Ост».
То есть, то, в чём оголтело и порой с перегибами обвиняют партию EKRE, в меньшей или в большей степени присуще и самим критикам — в этом плане у них самих (всех парламентских партий) рыльце в пушку. Но пропаганда делала своё дело и простые люди (включая русских) этого не увидели, так как перестали остро воспринимать русофобию и антироссийскость -непреложные основы воспитания эстонского патриотизма и формирования протестантского миросозерцания. Важно и то, что на государственном уровне русофобия тщательно маскируется.
Отсюда напрашивается вывод — истинная причина преувеличенных обвинений в «нацизме» и «фашизме» партии EKRE, которая набирает обороты поддержки населения, отчасти и русского, вовсе не в национализме и не в русофобии. Тем более, что программа этой партии во многом социальна и ориентирована больше на интересы населения и своего государства, а не Запада. Партия EKRE открыто ратует за большую суверенизацию Эстонии, она против федеративного устройства Евросоюза, отдавая предпочтение конфедерации. За это партию кличут сепаратистской.
Если знать, что реформисты и соцдемы открыто ратуют за глобализм, что они поддерживали Обаму и Клинтон и теперь не рады Трампу, то ясно, что для них EKRE — сторонник сепаратистских настроений в Евросоюзе, а потому экзистенциальный враг.
Как Юри Ратас разобрался с правыми
Что касается Центристской партии, теряющей популярность прежде всего за счёт своего традиционного русского и русскоязычного избирателя, то это объясняется ослеплением мнимой угрозой «нацизма» EKRE. Русских в который раз обвели вокруг пальца, а осуществивший кульбит с формированием своего правительства лидер центристов и премьер-министр Юри Ратас не посчитал нужным даже объясниться со своим безмолвным и послушным электоратом, ведь он годами безропотно следовало за центристами. Между тем, отказавшись от союза с реформистами, «ход конём» Ратас сделал совместно с ультранационалистами по вполне продуманному и прагматичному плану.
Во-первых, арифметический итог парламентских выборов был таков, что победу одержали правые партии (2/3 мест в парламенте) и, если центристы не хотели оставаться в оппозиции, у них был выбор: войти в коалицию или с реформистами, или с EKRE. С первыми, уверенно победившими на выборах, центристы оказались бы в роли мальчика на побегушках, со вторыми — диктующими условия, имея пост премьер-министра.
Во-вторых, предвосхищая критику в свой адрес, центристы обещали унять сторонников большей суверенизации Эстонии — национал-консерваторов с их naziоналистической риторикой, как это удалось в Финляндии с аналогом EKRE — партией «Истинные финны».
Сплав национализма и суверенитета
Стремление к суверенизации и сепаратизму — серьёзный общеевропейский тренд. Недавно финские коллеги эстонских национал-консерваторов чуть не выиграли парламентские выборы, притом по опросам общественного мнения они уже обошли все остальные партии, а в Эстонии EKRE в мае обошла центристов и стала второй по популярности в стране. Недавно в Таллине состоялась встреча главы «Национального объединения» ФранцииМарин Ле Пен с руководством эстонских национал-консерваторов, представителями «Истинных финнов» и Датской народной партии. Это стало новым поводом для очередной волны «антифашистской» истерии Партии реформ и социал-демократов, ловко «обманутых» центристами.
На самом деле они (сторонники глобализма) более всего страшатся консервативных позиций EKRE, выступающих за большую суверенизацию Эстонии от Евросоюза. А ещё национал-консерваторы стоят за отмену закона о совместном проживании, за запрет однополым парам на усыновление, за обложение налогом выводимой из Эстонии прибыли иностранных компаний, за применение квоты на ввоз иностранной рабочей силы, за предпочтение на тендерах эстонским фирмам. Само собой EKRE против неконтролируемых Евросоюзом миграционных процессов, угрожающих сохранению идентичности эстонского народа, его культуры и языка. И это не всё. Ещё более солиден у EKRE социальный пакет, особенно в области семейной политики, так как национал-консерваторы озабочены снижением численности эстонцев у себя на родине. Многое из этого близко и Центристской партии.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.